Рост объема кредитования физических лиц банками в этом году замедлился. По итогам 2013 года он достигнет 10,1 трлн рублей, что лишь на 30,4% больше прошлогоднего показателя (7,74 трлн рублей), посчитали в коллекторском агентстве «Секвойя кредит консолидейшн». Тогда как в 2011 году объемы кредитования выросли на 37,5%, а в 2012 году – на 40%.
Сегодня средний банковский заемщик в России тратит на оплату ежемесячного взноса по потребительскому кредиту уже 45% своего ежемесячного дохода
Однако действия ЦБ по охлаждению рынка кредитования не позволили снизить объем просроченной задолженности. В 2013 году просроченная задолженность по банковским кредитам выросла на 11,4% (до 460,4 млрд рублей с 313 млрд рублей в 2012 году), говорится в обзоре компании.
Выданные в прошлом году кредиты активно начали выходить на просрочку именно в текущем году. Кроме того, в 2012 году и начале 2013 года банки смягчали условия кредитования, что способствовало также ухудшению качества кредитов. Очевидно, что в 2014 году рост просроченной задолженности может составить 10–15%, обеспокоены в «Секвойя кредит консолидейшн».
По данным компании, сегодня средний банковский заемщик в России тратит на оплату ежемесячного взноса по потребительскому кредиту уже 45% своего ежемесячного дохода, тогда как двумя годами ранее эти траты составляли 40,8% среднемесячного дохода. При этом критическим считается показатель в 50%. Причем доля платежа уже в размере 35–36% в ежемесячном доходе существенно повышает риск выхода заемщика на просрочку, указывают эксперты «Секвойя кредит консолидейшн».
Закредитованность населения привела к тому, что в среднем один должник имеет более одного проблемного кредита (средний показатель – 1,3). При этом максимальный показатель – это 17 просроченных кредитов разным банкам.
В итоге эксперты компании делают вывод, что если темпы прироста кредитной нагрузки сохранятся, то уже в 2015 году Россия может оказаться в ситуации массовых дефолтов по розничным необеспеченным кредитам. Пока в России закон о банкротстве еще не приняли, но к 2015 году он, скорее всего, заработает.
Не все так плохо
Опрошенные газетой ВЗГЛЯД экономисты считают, что массовые дефолты граждан по кредитам и крах «мыльного пузыря» на рынке кредитования – это пессимистичный и пока маловероятный сценарий.
Начальник управления розничных кредитных рисков банка «БКС Премьер» Ярослав Полещук считает, что темпы розничного кредитования в 2014 году серьезно замедлятся: рост может составить лишь 10%. При этом если ЦБ в начале года введет ужесточения к нормативам, то роста вообще может и не быть, считает он.
Что касается просрочки, то, по его словам, рост в 10–15% возможен только при ухудшении макроэкономической ситуации. «Однако мы существенных угроз не видим. По нашим оценкам, рост просроченной задолженности, конечно, будет, но он будет ниже, чем в озвученном прогнозе – в пределах 7–8%», – говорит газете ВЗГЛЯД Ярослав Полещук.
Эксперт MFX Broker Юрий Прокудин полагает, что количество необеспеченных кредитов снизится на 30–35%, а темп роста задолженностей будет лишь 5–7%. Это, по его словам, объясняется тем, что банковская система в России уже подверглась достаточно жесткому реформированию и ожидаются новые действия со стороны ЦБ.
Он напоминает, что изменению подвергнутся в первую очередь необеспеченные кредиты: их число будут намеренно снижать за счет предъявления к банкам более жестких требований к работе с клиентами. А именно необеспеченные кредиты провоцируют рост просроченной задолженности. Кроме того, с 1 января 2014 года вступают в действие меры, направленные против «навязывания» клиентам кредитов и кредитных карт.
Массовые дефолты физлиц также возможны только при резком ухудшении ситуации в экономике, говорит Ярослав Полещук. «Какой будет ситуация в 2015 году, пока сказать довольно трудно. Но мы считаем, что европейская, американская и российская экономика покажет восстановление в 2014 году, при отсутствии форс-мажоров этот тренд продолжится и в 2015 году. Соответственно, у нас нет причин ожидать массового разорения физических лиц в России в ближайшие два года», – говорит Полещук.
Причем закон о банкротстве физлиц, который к 2015 году уже заработает, негативно скажется на просроченной задолженности. «Многие несознательные граждане будут специально брать кредиты в надежде, что потом признают себя банкротами, долги возвращать не придется. Мало кто понимает, какие последствия имеет признание физического лица банкротом. Конечно, рост просроченной задолженности подскочит. Но это вряд ли можно будет назвать «массовым дефолтом». Это затронет лишь отдельную категорию людей», – говорит газете ВЗГЛЯД ведущий аналитик Wild Bear Capital Виктор Неустроев.
В сравнении
Соотношение общего долга к годовому доходу в России равно 25%, а, к примеру, в Европе он близок к 100%, указывает Полещук. «Причина разницы заключается в том, что в структуре задолженности россиян пока не такую большую долю занимает ипотека», – объясняет он.
Однако по кошельку россиянина оплата кредита ударяет сильней, чем по кошельку американца и европейца. Так, по текущей долговой нагрузке (отношение ежемесячного платежа по кредитам к ежемесячному доходу за вычетом обязательных платежей) Россия близка к таким странам, как Бразилии и Румыния (20%), а вот в Италии, США, Франции, Испании этот показатель варьируется в пределах 10–15%, отмечает Полещук. «Причина разницы в том же – высокая доля краткосрочных кредитов в России, а также более высокий уровень процентных ставок», – объясняет он.
Дело в том, что в европейских странах уровень ставки рефинансирования в несколько раз ниже, чем в РФ, и уровень инфляции тоже.
«Все это позволяет банкам Европы давать кредиты по практически минимальным процентным ставкам (менее 5% в Европе против более 15–20% в РФ) и на более долгий срок (пять лет на кредитование физлиц в РФ против 10–20 лет на кредитование в Европе). Низкий уровень кредитной ставки в Европе, учитывающий уровень инфляции, позволяет клиентам банков «платить в срок», не вызывая преддефолтную ситуацию перекредитованности для банков», – объясняет Юрий Прокудин из MFX Broker.
Директор московского филиала КБ «Энерготрансбанк» Павел Сакадынский указывает, что, с одной стороны, отношение долга к доходу в России довольно высоко в сравнении с западными странами. По его данным, этот показатель в России равен 33%, тогда как в Италии это 10%, в США – 10,5%. Однако, с другой стороны, указывает он, долг домохозяйств в Италии составляет 58% по отношению к ВВП, а в США – 85%, тогда как в России этот показатель равен 12%.
Просроченная задолженность физлиц в России выросла за 11 месяцев на 40,6% и сейчас составляет 439 млрд рублей, однако это всего 4,5% кредитного портфеля, добавляет он.
«Поэтому слухи о смерти банковских розничных портфелей в 2015 году сильно преувеличены, потенциал у этого высокомаржинального рынка есть», – считает Сакадынский.
«Единственное, что вселяет тревогу, – это падение отношения выручки и зарплаты у предприятий. Если в 2009 году, по данным PWC, этот показатель был 1,5, в 2012 году – 2,55, то в 2013 году стало 1,92. Это влияние рецессии в экономике. И если падение уровня общих зарплат в затратах компаний продолжится, то вкупе с грозящей безработицей это действительно может стать предпосылкой к росту неплатежей», – отмечает Сакадынский.
«Большую роль в росте просроченной задолженности в России играют ставки. У нас они довольно высоки. Инфляция растет, а зарплаты за ней не поспевают. Именно это, кроме менталитета и отношения к кредитам, отличает рынок розничных кредитов России от Запада», – резюмирует Неустроев.