Москва намерена в ноябре запустить процедуру обжалования во Всемирной торговой организации (ВТО) защитных мер Евросоюза, введенных в отношении стали и удобрений, заявил замглавы Минэкономразвития Алексей Лихачев.
Они ставят при проведении расчетов не нашу реальную цену, а ту, какой она должна быть в их понимании
«Сначала запрашиваются консультации, проводятся формальные консультации. И если сторона остается неудовлетворенной, она имеет право запросить панель по разрешению споров, которая рассматривает данный иск», – объяснил замминистра.
Евросоюз применяет антидемпинговые пошлины к российским товарам, так как в ходе расследований было доказано, что себестоимость производства металла в России гораздо ниже, чем в ЕС, что обусловлено низкими ценами на энергоносители. Благодаря этому российские металлурги якобы могли демпинговать на европейском рынке.
Однако ЕС при расчете реальной стоимости товара исходит из европейских, а не российских цен на энергоресурсы, что и позволяет ЕС выявлять якобы демпинг со стороны российских компаний. При этом ущерб российских производителей от антидемпинговых мер ЕС оценивается почти в 500 млн долларов в год.
К примеру, сейчас в ЕС действуют пошлины на различные виды труб (на бесшовные трубы, на сварные трубы из нелегированной стали, на фитинги для стальных и чугунных труб) российских заводов ТМК, ОМК и ЧТПЗ на уровне от 10% до почти 30%. Кроме того, в ЕС действуют пошлины на ввоз феррокремния (от 17,8% до 22,7%) и стальных тросов и канатов (от 9,7% до 50,7%), которые производят входящие в «Мечел» Белорецкий метзавод и Братский завод ферросплавов, а также ЗАО «Северсталь-Метиз». Эти пошлины постоянно пересматриваются, но сохраняются.
Россию не устраивает корректировка энергосоставляющей в цене российских товаров, которую Евросоюз использует при проведении антидемпинговых расследований, заявил Лихачев. «Они ставят при проведении расчетов не нашу реальную цену, а ту, какой она должна быть в их понимании. Они считают, что мы демпингуем стоимость», – отметил замминистра.
При этом, по его словам, «сейчас примерно такая же цена на газ в США, но почему-то никто при расчете поставок из США эти энергокорректировки не проводит».
Это не демпинг
Отраслевые эксперты соглашаются, что пошлины против российской стальной, трубной, а также химической продукции сейчас совершенно необоснованны.
ЕС в качестве причины введения пошлин на российские товары называл именно то, что российские компании пользовались необоснованно низкими ценами на энергоносители, поэтому себестоимость производства была меньше, что позволяло устанавливать цены на те же трубы ниже, чем у европейских конкурентов, говорит газете ВЗГЛЯД аналитик ФГ БКС Олег Петропавловский.
«Я бы не назвал это демпингом. Просто рентабельность наших производителей выше, что и дает им возможность вести более агрессивную ценовую политику. И учитывая довольно слабые позиции европейских производителей, их беспокойство вполне оправданно», – говорит старший аналитик Инвесткафе Андрей Шенк.
Кроме того, цены на электроэнергию в России уже сравнялись с американскими. «Если в 2006–2007 годах, когда ЕС только вводил эти антидемпинговые пошлины, еще можно было говорить о том, что в России более низкие цены на газ и электричество, то сейчас это не так. По сути, цены на газ у нас примерно равны ценам на газ в США, электроэнергия стоит у нас примерно столько же, сколько в Европе. Поэтому сейчас ЕС будет гораздо сложнее доказать свою правоту», – говорит Петропавловский.
«Кроме того, электроэнергия в затратах на производство труб составляет не более 10%, поэтому на себестоимость это не так сильно влияет. Основная составляющая затрат – это персонал. У нас зарплаты ниже, чем в Европе, поэтому себестоимость производства металлургической и химической продукции у нас по-прежнему ниже», – объясняет эксперт.
Фактически за этими защитными мерами ЕС скрываются просто неконкурентоспособные цены на европейскую продукцию в сравнении с российскими товарами.
«Сейчас у России, по крайней мере, есть шансы выиграть это судебное дело», – уверен Петропавловский. Правда, Андрей Шенк не исключает, что доказать в суде ВТО свою правоту России будет довольно трудно из-за небольшого опыта подобного рода судебных разбирательств и отсутствия большого количества квалифицированных юристов.
Достойный ответ
Между тем европейский рынок для российских металлургов не столь привлекателен. «Даже если Европа отменит пошлины на российские трубы, взрывного импорта туда ждать не стоит. Поставки туда, конечно, начнутся, но российские трубники вряд ли заработают на этом много. Продавать трубы на дальние расстояния невыгодно, потому что их дорого транспортировать», – указывает Олег Петропавловский.
С другой стороны, на российском трубном рынке наблюдается кризис с 2011 года, когда серьезно просел рынок труб большого диаметра, и перспективы не очень радужные. «Ничего хорошего ждать от российского трубного рынка не стоит из-за заморозки тарифов. При заморозке тарифов Транснефть и Газпром сократят свои инвестпрограммы, и, соответственно, рынок труб упадет еще больше», – отмечает эксперт.
В этой ситуации возможность поставок товара на европейский рынок может быть интересна для российских компаний с целью их диверсификации.
Кроме того, обращение России в суд ВТО на ЕС – это политический ответ на иск Евросоюза в ВТО в отношении РФ в связи с утилизационным сбором на легковые и грузовые автомобили. Этот иск стал первым для России с момента присоединения страны к ВТО в августе 2012 года.
Россия ввела утилизационные сборы на легковые и грузовые автомобили с 1 сентября 2012 года. Против самого факта введения утилизационных сборов и его суммы ЕС не возражал. Брюссель возмутил другой факт: что оплачивать сбор «живыми» деньгами обязаны только импортеры, тогда как автопроизводители, которые собирают машины в России, могут вместо уплаты сбора предоставить властям гарантии безопасной утилизации в будущем выпускаемых ими автомобилей.
Евросоюз считает, что это дает преимущества российским производителям и ставит в неблагоприятные условия европейских производителей, что потенциально ограничивает международную торговлю и нарушает нормы ВТО.
Между тем Россия уже изменила правила игры. На прошлой неделе Госдума приняла закон, по которому с 1 января 2014 года утильсбор должны будут платить все производители на общих основаниях. В понедельник президент Владимир Путин утвердил эти изменения в федеральном законе «Об отходах производства и потребления». Таким образом, причин для судебного разбирательства в рамках ВТО у ЕС теперь нет.