Экономика

3 сентября 2012, 11:56

Северный морской путь выдвинет Россию в лидеры перевозок

Фото: ИТАР-ТАСС

России необходимо срочно осваивать и предлагать новые торговые пути, чтобы не быть оттесненной на обочину конкурентами, считают в Российском центре исследований АТЭС. И больше всего перспектив у Северного морского пути.

«С момента постройки Транссиба Россия исторически была мостом между Тихим океаном и Европой, однако сейчас железнодорожные магистрали, которые традиционно используются для грузоперевозок, Транссиб и БАМ, а также тихоокеанские порты нуждаются в модернизации», – заявил замдиректора Российского центра исследований АТЭС Глеб Ивашенцов. Поэтому необходимо осваивать новые транспортные маршруты на суше и на море, считает он.

Это очень перспективная задача, реализация которой глобально изменит расстановку сил в транспортировке грузов из Азии морским путем

По мнению Глеба Ивашенцова, если Россия не будет предлагать инициативы, то найдутся другие экономики, которые предложат новые идеи. «Они будут искать транспортные пути из Тихоокеанской зоны в Европу в обход территории России, естественно, в ущерб нашим интересам», – цитирует Ивашенцова «Интерфакс».

Глеб Ивашенцов напомнил, что основная масса грузов из Азии в Европу сейчас идет по двум главным морским артериям: через Суэцкий и Панамский каналы, которые уже перегружены. По его мнению, альтернативным транспортным маршрутом может стать Северный морской путь. 

«Это очень перспективная задача, реализация которой глобально изменит расстановку сил в транспортировке грузов из Азии морским путем, плюс будет освоение перспективных регионов российской Арктики», – отметил замглавы РИЦ АТЭС.

Так, по его словам, путь из Йокогамы в Роттердам становится на треть короче, чем традиционный, через Суэцкий канал. Кроме того, развитие Северного морского пути будет способствовать и расширению проектов России по освоению арктических месторождений углеводородов. «Азиатско-Тихоокеанский регион выступает здесь основным потребителем этих углеводородов, а для доставки опять-таки необходимо использовать Северный морской путь», – сказал Глеб Ивашенцов.

Однако для развития Северного морского пути нужна конкретная программа, в том числе инвестиционная, подчеркнул Глеб Ивашенцов. В рамках АТЭС Россия выступила с соответствующей инициативой, которую предстоит обсудить и проработать на экспертном уровне. Кроме того, развитие новых транспортных цепочек потребует решения ряда проблем, в том числе отработки таможенных процедур, передает РИА «Новости».

По прогнозу Ивашенцова, к 2020 году объем поставок российской нефти в Азию может увеличиться в три раза. «Российская стратегия в области энергоресурсов подразумевает к 2020 году до 22–25% импорта нефти направить в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Сейчас этот показатель на уровне 8–9%. Есть и задача увеличить долю экспорта газа в Азию до 20%», – заявил Глеб Ивашенцов.

В то же время, отметил он, «по газу есть своя проблема». «В АТР газопроводов недостаточно, по газопроводам топливо могут получать только Китай и Корея. Во все остальные страны газ может поставляться только в сжиженном виде по морю. У нас на Дальнем Востоке пока только один завод по сжижению газа – на Сахалине около порта Корсаков. А запросы на газ есть, значит, необходимо строить завод СПГ», – рассказал Глеб Ивашенцов.

По его словам, к 2020 году только на северо-восток Азии – на Китай, Японию и Южную Корею – придется более 50% мирового потребления энергоресурсов. Все это происходит на фоне стремления экономик АТЭС перейти к «зеленой» энергетике – с использованием газа и развитием «мирного» атома – и роста потребления энергоресурсов. «К 2035 году АТЭС должна сократить энергоемкость экономик на 45%. Способы реализации этой задачи сейчас обсуждаются», – заявил он.

Глеб Ивашенцов добавил, что Россия готова участвовать в развитии азиатской энергетики, в том числе в совместных проектах по строительству атомных электростанций.

«Никаких проблем такого сотрудничества России с партнерами в АТР нет. Этому способствует и желание азиатских стран диверсифицировать импорт углеводородов в условиях нестабильности на Ближнем Востоке. Россия готова предоставить необходимый объем этих углеводородов на азиатский рынок», – сказал замдиректора Российского центра исследований АТЭС.

Напомним, в августе вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что власти РФ поставили задачу увеличить долю Азиатско-Тихоокеанского региона в российской внешней торговле не менее чем до 50%. Прежде всего, по его словам, надо развивать торговлю с Китаем, Японией, Кореей и США. Сейчас инвестиционный и торговый потенциал с этими государствами «даже на четверть не задействован», добавил он.

«Сейчас товары из стран АТЭС в Россию идут по судоходной линии через Сингапур, а также по Индийскому океану через Африку в Западную Европу и далее через балтийские порты России. Этот путь в среднем занимает от 30 до 35 дней. Доставка товаров по Северному морскому пути, как уже показали пробные рейсы, занимает гораздо меньше времени. Грузы по этому маршруту приходят раньше на 10 дней. В результате сокращения пути стоимость фрахта должна упасть», – рассказал газете ВЗГЛЯД ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Владимир Мазырин.

По его мнению, России также необходимо развивать торговые пути через порты Дальнего Востока и далее по железной дороге. «Есть два варианта продвижения товаров по железной дороге до Центральной России– через Китай и через Казахстан. Но железнодорожные перевозки через Китай сейчас не используются. Если бы передвижение грузов через Китай было бы возможным, то получился бы очень выгодный европейско-азиатский путь», – отметил Владимир Мазырин.

«Сейчас все основные доходы от грузовых перевозок получают другие страны. Если Россия будет развивать Северный морской путь, то мы также сможет получать большие доходы от транспортных услуг. Россия уже осуществляла поставки сжиженного газа странам АТР, среди которых были Корея и Япония. Сейчас к поставкам газа подключаются Таиланд и Вьетнам», – заявил эксперт.

Однако, по его мнению, у этого пути есть природные ограничения. Северный морской путь вряд ли сможет работать круглый год. «Поэтому без усилий по созданию железнодорожного и автомобильного коридора через Китай проблему перевозки грузов не решить», – заключил Владимир Мазырин.

«У России большой потенциал в развитии сухопутных маршрутов из Европы в Китай, – считает партнер консалтинговой компании Strategy Partners Александр Ованесов. – Тем более что у Китая активно развивается Западная провинция, есть очень хорошая грузовая база. Однако чтобы наладить этот маршрут, необходимо снять ряд бюрократических процессов, которые мешают перевозке грузов. Сухопутные грузоперевозки гораздо быстрее, чем морские, но таможенные проверки сейчас затягивают этот процесс».

Текст: Вера Козубова

Вам может быть интересно

ФСБ уничтожила прибывшего в Россию из Литвы диверсанта военной разведки Украины
Темы дня

Китай попал под американский удар по российскому СПГ

США продолжают свою атаку на российские СПГ-проекты. Четвертая волна санкций затронула китайские компании и специализированные суда. Удар по Китаю, как третьей задействованной стороне в этой истории, именно сейчас не случаен. За что Вашингтон наказывает Китай и как это скажется на судьбе российского СПГ?

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

Страны G7 начали отказываться от идеи изъятия российских активов

Политолог сказал, какие страны Европы могут депортировать украинских уклонистов

Ивлеева прокомментировала «голую вечеринку» словами «не в то время, не в том месте»

Новости

Украинскую диаспору в США шокировал разговор военных на русском

Представители украинской диаспоры в Вашингтоне шокированы тем, что приглашенные бойцы ВСУ, которые проходили реабилитацию в Штатах, начали разговаривать между собой на русском языке, сообщил экс-министр экономики Украины Тимофей Милованов.

В Германии признали прорыв российских военных под Часовым Яром

Украина все еще ведет бои близ города Часов Яр, в то время как российские военные уже совершили прорыв в этом стратегически важном месте, поделился мнением корреспондент немецкого телеканала Welt Кристоф Ваннер.

Медведев нашел тройную пользу для России от швейцарской «мирной конференции»

Запланированная в Швейцарии «мирная конференция» принесет России тройную пользу, выразил мнение зампред Совбеза Дмитрий Медведев.

В России заявили о «зашкаливающей» предвзятости МВФ

Предвзятость в аналитике Международного валютного фонда (МВФ) всегда была, но в данный момент этот уровень просто зашкаливает, заявил исполнительный директор от России в МВФ Алексей Можин.

Грузия напомнила Парижу о «брутальных» действиях французского спецназа на митингах

Позиция МИД Франции по последним событиям в Грузии «лишена объективности», заявило грузинское внешнеполитическое ведомство в пятницу, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Ростех нарастил производство управляемых авиабомб

Госкорпорация «Ростех» наращивает производство авиабомб с управляемыми модулями планирования и коррекции в связи с высокой востребованностью, сообщил гендиректор Сергей Чемезов.

Ходорковский начал передавать детям контроль за финансированием оппозиции

Бывший российский олигарх Михаил Ходорковский вводит своих детей в управление фондами, финансирующими политические проекты. Сын Глеб Ходорковский в марте 2024 года стал директором Оксфордского российского фонда, а дочь Анастасия в ноябре 2023 года возглавила фонд «Новое поколение Европы», пишут СМИ.

Российские и американские военные оказались на одной авиабазе в Нигере

Российские военнослужащие разместились на территории авиабазы 101 в Нигере, где также дислоцированы американские войска, сообщили в Пентагоне.

В украинской разведке завели речь о мирных переговорах

Киев не может выиграть вооруженный конфликт исключительно на поле боя, мирные переговоры станут условием для окончания боевых действий, заявил журналу The Economist замначальника ГУР Минобороны Украины Вадим Скибицкий.

Украинские СМИ: Макрон не присылает войска и не спешит с визитом в Киев

Французский президент Эммануэль Макрон вопреки собственным заявлениям не присылает войска на Украину, несмотря на совершаемые российскими военными успехи, пишет украинское издание «Страна».

«Грады» уничтожили пункты временной дислокации ВСУ у границы с Белгородом

Расчеты РСЗО «Град» группировки прикрытия госграницы уничтожили пункты временной дислокации (ПВД), технику и живую силу ВСУ в приграничном с Белгородской областью районе Украины, сообщили в Минобороны России.

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году

Взрывотехническая экспертиза по делу о теракте на Крымском мосту в 2022 году показала, что для подрыва использовалось самодельное взрывное устройство мощностью, эквивалентной 10 тоннам тротила.
Мнения

Игорь Переверзев: Почему в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Почему Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?