Все население Дальнего Востока составляет менее 6,4 млн человек (5% от населения России), и за последние 20 лет оно сократилось почти на четверть. Главная причина – массовая миграция населения, которое уезжает в европейскую часть России.
Отменить налог на прибыль – это безумие, потому что тут же дочерние и внучатые компании крупного бизнеса пропишутся на Дальнем Востоке
Регион продолжает ощущать недостаток кадров, особенно квалифицированных. По некоторым оценкам, этот дефицит составляет около 80% от общей кадровой потребности. Даже государственная программа по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа привлекла в регион всего чуть более 1300 человек, из них экономически активных – 608. Существующая же сегодня разница в оплате труда полностью «сжирается» более высоким уровнем цен, признал в среду министр по развитию Дальнего Востока – полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев, передает ИТАР-ТАСС.
Однако для достижения основных параметров Стратегии социально-экономического развития ДФО необходимо до 2025 года увеличить население региона на 505 тыс. человек, в основном за счет миграционного прироста, указал министр. «Хорошая работа, прежде всего на новых промышленных предприятиях, хорошая заработная плата и перспективы обзаведения жильем – важная часть этой работы, – отметил Ишаев. – Но этого мало».
«Мы выступаем за то, чтобы все вновь создаваемые производства в дальневосточных районах страны освобождались от всех налогов до момента их полной окупаемости. То есть для них на 100% должны быть отменены налоги на доход, на имущество и на землю», – считает министр.
По его мнению, это приведет к снижению издержек производства, а сэкономленные таким образом средства пойдут в доход работников. Более того, уверен он, на 50% можно было снизить в регионе и налог на доходы самих физических лиц.
«Мы эти предложения обязательно сформулируем отдельно и внесем на рассмотрение в правительство», – заключил Ишаев.
Дать землю в аренду
Решать проблему малочисленности населения Дальнего Востока ранее не раз предлагалось за счет привлечения азиатских мигрантов. К примеру, в начале этого года Минэкономразвития предложило азиатским странам: Вьетнаму, Сингапуру, Таиланду и Японии – реализовать на Дальнем Востоке сельскохозяйственные проекты. Регион готов дать азиатским инвесторам миллионы гектар в аренду на 50 лет для выращивания сои, риса или зерна. При этом на этих производствах может работать определенное количество иностранных граждан из региона инвестора. Что могло бы решить проблему депопуляции и рабочих рук.
«Задача России – поднять экономику Дальнего Востока и наполнить ее трудовыми ресурсами. Очевидно, что без иммигрантов мы вряд ли сможем это сделать», – говорил газете ВЗГЛЯД ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Владимир Мазырин. Но разрешать азиатским работникам приезжать в Россию для работы, в том числе для выращивания сельхозпродукции, по его мнению, можно только на определенных условиях: без разрешения заниматься торговлей и уезжать в крупные города.
Россия вряд ли пойдет на привлечение азиатской рабочей силы на востоке. В середине августа премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что Дальний Восток надо защитить от излишнего притока мигрантов из соседних стран.
Ишаев в среду также выступил против передачи сельскохозяйственных земель ДФО в аренду гражданам КНР. Он пояснил, что китайские арендаторы, как правило, чрезмерно интенсивно используют российские земельные ресурсы. В настоящее время граждане Китая, использовавшие российские сельхозземли на правах аренды, возвращают их, поскольку земли после китайской аренды стали практически не пригодны для дальнейшего сельскохозяйственного использования, добавил он.
По мнению Ишаева, России более выгодно сотрудничать с Японией и Южной Кореей, так как они более бережно относятся к земле, используя самые современные технологии. Впрочем, участие китайского бизнеса в создании совместных российско-китайских сельхозпредприятий вполне целесообразно, считает Ишаев.
Предложения Шойгу
Когда Сергей Шойгу предложил создать отдельную корпорацию по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока, специальная рабочая группа обнародовала свой вариант привлечения населения в регион. Корпорация должна была привлечь частных инвесторов, которые бы не только добывали и перерабатывали природные ресурсы, но и развивали жилищную, социальную и транспортную инфраструктуру.
Разработчики также предлагали давать специалистам из других регионов подъемный капитал для обустройства, льготную ипотеку и автокредиты. Шойгу говорил, что в регионе должно быть создано целых 5 млн рабочих мест для высококвалифицированных специалистов в разных сферах.
Для вновь создаваемых производств в регионе на 100% должны быть отменены налоги на доход, на имущество и на землю
«Необходимо сделать так, чтобы большая часть заработанного оставалась в регионе, чтобы у инвестора была социальная нагрузка, чтобы строились дороги. Вот пример: несколько компаний приобрели месторождение, но вывезти оттуда ничего не могут, потому что нет дорог. Рядом участок взяла китайская компания, которая уже закончила строительство дорог, при этом там не хватает электричества, поэтому они работают на дизель-генераторах», – говорил тогда Сергей Шойгу.
Шойгу также говорил о том, что должен появиться механизм, который позволил бы не облагать налогом то, что инвестируется в дальнейшее развитие производства.
В марте ФМС в проекте миграционной политики до 2025 года предлагала «смягчить» миграционную политику – отменить разрешения на временное проживание, отказаться от квотирования и упростить механизмы переселения для высококвалифицированных специалистов. А для россиян, переезжающих в другие города страны, предлагалось создать рынок недорогого арендного жилья и увеличить финансирование для людей, переезжающих в Сибирь и на Дальний Восток.
Экономическая перспектива
Привлечь население на Дальний Восток с помощью «налоговых» каникул, предлагаемых Ишаевым, вряд ли получится. «Пока на Дальнем Востоке не будет качественных рабочих мест, а их там нет, население туда не поедет. Сначала решаются вопросы с инвестициями и рабочими местами. Потом варианты могут быть разные. Компании могут посылать свой персонал на работу в регион вахтовым способом или как на временную работу по контракту. У бизнеса этот инструмент уже отлажен. Можно переобучать население на месте», – объясняет газете ВЗГЛЯД директор региональной программы Независимого института региональной политики Наталья Зубаревич.
#{intervieweco}«Почему на закате советского режима люди стали уезжать со всех восточных и северных территорий страны? Потому что не было работы, а та работа, которая осталась, стала по зарплате неконкурентоспособной. Можно, конечно, и сейчас дать людям подъемные, как давали в Советском Союзе, но, когда люди ехали на БАМ, они знали, что у них будет работа, у них была ясная экономическая перспектива. Сейчас на Дальнем Востоке этой ясной экономической перспективы не наблюдается», – говорит собеседница.
Главной проблемой для Дальнего Востока остается низкий уровень частных инвестиций. Российские власти надеются, что саммит АТЭС во Владивостоке поможет стране привлечь иностранные инвестиции в виде государственно-частного партнерства.
«Каникулы» по налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество и земельному налогу создадут стимул для открытия производства и создания рабочих мест за счет средств частных инвесторов, соглашается партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. Государство могло бы предоставить налоговые льготы в регионе в обмен на инвестиции в инфраструктуру, что может помочь привлечь квалифицированные кадры в регион, добавляет он.
Увеличить зарплату работников, по его мнению, помогла бы отмена 13-процентного НДФЛ вкупе с отменой страховых отчислений. «Однако власти вряд ли пойдут на это: проблемы с формированием доходов Пенсионного фонда РФ этого сделать не позволят. Поэтому Дальний Восток может рассчитывать только на отмену НДФЛ, что пользу принесет, но не такую существенную. Для повышения зарплаты нужна воля и самих работодателей», – считает он.
«Предоставление подъемного капитала, льготная ипотека и автокредиты могут помочь привлечь в регион квалифицированных работников. Но немаловажное значение имеет не только сниженная ипотека, но и финансирование государства в приобретении работниками жилища», – считает председатель совета Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Терехин. Но, по его словам, нельзя забывать о том, что транспортные расходы для переселяющихся на Дальний Восток огромны. Поэтому государство в партнерстве с бизнесом могло бы предоставлять помощь семьям в оплате транспортных услуг или топлива, чтобы сблизить их со своими родственниками, считает Терехин.
Однако эксперт Экономической экспертной группы Александр Андряков считает предоставление налоговых льгот для всего Дальнего Востока не самой удачной мерой для привлечения инвестиций. «Это самая простая мера для того, чтобы сделать вид, что что-то стимулируется на Дальнем Востоке. Более тонкие работы по решению институциональных проблем, по улучшению инвестклимата, снижению барьеров и контроля региональных властных элит над производством – более эффективная мера, но невероятно трудная в исполнении», – считает Андряков.
Кроме того, по его мнению, отмена налогов на Дальнем Востоке необязательно приведет к тому, что в регионе начнут вырастать новые производства. Зато эта мера приведет к тому, что проблемы Дальнего Востока будут перенесены на всю оставшуюся страну. «Кто будет финансировать это? Вся остальная Россия. Выпадение этих налогов придется восполнять из бюджета за счет трансфертов», – говорит Андряков.
«Минфин никогда не согласится на отмену этих налогов во всем регионе. Отменить налог на прибыль – это безумие, потому что тут же дочерние и внучатые компании крупного бизнеса пропишутся на Дальнем Востоке. Получится такой внутренний офшор. Это будет очередная налоговая черная дыра экономики по типу Калмыкии и Мордовии. Если отменить подоходный налог, то почти все миллионеры пропишутся на Дальнем Востоке. И поступлений от налогов в федеральном бюджете не будет», – говорит Зубаревич.
Андряков считает, что отменять налоги на всем Дальнем Востоке нельзя, но можно применить механизм создания особых экономических зон, уже опробованный в России, на некоторых отдельных территориях региона. Зубаревич соглашается с этим, но добавляет, что должны действовать жесткие правила для резидентов ОЭЗ.
«Система налогообложения в таких льготных зонах должна быть очень жесткой, как это действует, к примеру, в Калининградской области. Освобождение от налогов получают только те, кто реально инвестировал в производство, причем определенный объем средств», – считает Зубаревич. «На мой взгляд, самые рациональные решения – это решения, привязанные к имущественному комплексу. Если есть недвижимость, которая работает на экономику, то можно обсуждать снижение налога на землю и имущество юридических лиц», – добавляет она.