Серийное производство Ил-76-МД-90А должно начаться в 2014 году на ульяновском заводе «Авиастар-СП», входящем в состав государственной Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
«Сегодня историческая веха в развитии завода. Ил-76-МД-90А – будущее «Авиастара». К семействам самолетов, которые ранее выпускал завод, это Ту-204 и Ан-124, присоединяется Ил-76», – заявил генеральный директор Сергей Дементьев.
Модернизация самолета, предусматривающая установку современных двигателей четвертого поколения ПС-90А-76, систем управления самолетом, нового крыла и усиленного шасси значительно расширяет эксплуатационные возможности Ил-76МД-90А и увеличивает точность самолетовождения и десантирования. Максимальная нагрузка увеличена с 47 до 52 тонн, максимальный взлетный вес самолета – со 190 до 210 тонн, дальность полета – до 5000 км.
У эксплуатантов появилась возможность при плановом капитальном ремонте самолетов провести еще и их модернизацию, поменять старый штатный двигатель на новый
Установка двигателя четвертого поколения позволяет снизить удельный расход топлива на 12%, увеличить дальность полета на 18%, снизить прямые эксплуатационные расходы. Это также позволяет самолету взлетать и садиться на высокогорных аэродромах и в условиях высоких температур. Уровень шума и эмиссии силовой установки теперь соответствует нормам ИКАО.
Существенно модернизированы кабина экипажа и пилотажно-навигационный комплекс. Так, в кабине экипажа теперь установлено восемь многофункциональных ЖК-дисплеев и три интеллектуальных пульта управления. Остекление кабины экипажа обеспечивает хороший обзор с рабочих мест летчиков и штурмана.
На самолете Ил-76МД-90 устанавливается цифровой пилотажно-навигационный комплекс «Купол-III-76М», обеспечивающий решение различных задач самолетовождения. В частности, он предназначен для работы с базами навигационных данных, в том числе с глобальной базой: при подготовке плана полета, при полете по маршруту, при маневрировании в зоне аэродрома и заходе на посадку.
Зачем нужна модернизация
Стратегическое решение о проведении глубокой модернизации Ил-76, одного из самых успешных и популярных авиалайнеров в истории международной грузовой авиации, было принято в 2007 году, строительство самолета заняло 24 месяца.
«Ил-76 – это основа парка транспортной авиации России, как гражданского, так и военного. Этих самолетов в строю очень много: они стоят на вооружении ВВС РФ и используются авиакомпаниями. Ил-76, например, эксплуатирует авиакомпания «Волга-Днепр», – рассказывает редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.
«Эти самолеты доказали свою высокую эффективность и надежность, но требовали модернизации. В первую очередь надо было установить новую силовую установку, более современную, экономичную и надежную. Новый двигатель решает также вопрос соответствия самолета требованиям ИКАО и Евросоюза, и Ил-76 теперь сможет летать без ограничений», – добавляет эксперт.
«В России много эксплуатируется Ил-76. С появлением модернизированной версии у эксплуатантов появилась возможность при плановом капитальном ремонте воздушных судов проводить еще и их модернизацию. Старый штатный двигатель (Д-30КП2), который уже не выпускается, будет меняться на новый (современный ПС-90А-76), появится новая авионика и т. д. Это не только придаст самолету новые качества, но и продлит цикл его службы, вероятно, на десятилетия», – говорит Гусаров, добавляя, что в этом заключается основная цель модернизации Ил-76 на «Авиастар-СП», завод будет загружен работой.
«Модернизация Ил-76 нужна для того, чтобы придать мобильность нашим вооруженным силам. Мы ее теряем из-за того, что самолет стареет и двигатели вырабатывают свой ресурс», – добавляет Роман Гусаров.
Главным заказчиком этого самолета будет Минобороны. К 2020 году ВВС России намерены заменить около 70% парка Ил-76 на новые и модернизированные, которые получат более экономичные и менее шумные современные двигатели, говорил в начале года официальный представитель ВВС полковник Владимир Дрик. До 2020 года на заводе «Авиастар-СП» будет модернизировано более сотни самолетов Ил-76, обещал тогда же вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Ил-76
Ил-76 был разработан еще в 60–70-е годы прошлого века. Тогда он производился в Узбекистане – на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова. Первый полет совершил в мае 1973 года и сразу встал на вооружение ВВС СССР.
В 2006 году правительство приняло решение о переносе производства Ил-76 из Ташкента в Ульяновск, так как завод в Узбекистане не обладал уже ни производственными, ни технологическими возможностями для реализации программы по модернизации самолета.
С момента принятия на вооружение и до сегодняшнего дня Ил-76 является основным тяжелым военно-транспортным самолетом ВВС России. За десятилетия успешной эксплуатации было построено более 950 самолетов различных модификаций военного, гражданского и специального назначения. Именно Минобороны стало основным заказчиком проведения модернизации Ил-76.
Ил-76 различных модификаций является также основным самолетом военно-транспортной авиации Украины. Состоит также на вооружении ВВС стран СНГ, Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Китая, Ливии, Северной Кореи и Сирии.
Самолеты Ил-76 принимали активное участие в войне в Афганистане и показали там свою эффективность. Впрочем, военно-транспортные самолеты Ил-76 Россия за редким исключением поставляла на экспорт и продавала только своим ближайших союзникам, замечает Гусаров.
Военные активно используют Ил-76 для учений, для десантирования личного состава и военной техники. Ил-76 активно используется также МЧС для перевозки спасателей и спасательного оборудования, медицинского персонала, больных и раненых, а также для тушения пожаров. Именно на Ил-76 Россия доставляет гуманитарную помощь другим странам. Планируется, что этот самолет будет осуществлять полеты на аэродромы в арктической зоне.