Украина вложила в инфраструктуру в рамках подготовки Евро-2012 35 млрд гривен или около 5 млрд долларов, отчитался Виктор Янукович. Национальное агентство по вопросам подготовки и проведения Евро-2012 посчитало, что за четыре года было потрачено 41,7 млрд гривен или более 5 млрд долларов.
#{image=632588}Другую оценку озвучивает председатель подкомитета Верховной рады по вопросам подготовки и проведения финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу на Украине Александр Зац. Он оценивает затраты Украины в 100 млрд гривен, из которых 20 млрд – это частные, а не бюджетные средства. «Что касается Государственной целевой программы подготовки и проведения чемпионата Европы по футболу, то расходы составляют около 100 млрд гривен. Из них приблизительно 80% – это государственные средства, то есть это львиная доля», – цитирует его радио «Свобода*».
Разные оценки, судя по всему, объясняются тем, что именно включать в понятие расходов на Евро-2012. «Никто толком не может сделать точные расчеты. Одно дело считать статьи расходов, которые в бюджете открыто шли как траты на подготовку к Евро-2012. Но часть расходов шли под другими статьями, например, на развитие инфраструктурного проекта или программы рекламы Украины, которая также ставила целью привлечение туристов на чемпионат. Поэтому такая путаница», – объясняет газете ВЗГЛЯД исполнительный директор Международного фонда Блейзера (Киев) Олег Устенко.
Ко всему прочему, не все инфраструктурные объекты строились или модернизировались только на бюджетные средства. К примеру, как уверяет Национальное агентство по вопросам подготовки и проведения Евро-2012, киевский аэропорт Борисполь строился за счет собственных средств аэропорта, а в Харькове – за счет инвестора.
В целом затраты на подготовку чемпионата, по мнению Устенко, можно оценить от 5 до 10 млрд долларов.
Зато в Польше смогли оценить свои затраты на чемпионат более уверенно. Они составили примерно 23 млрд евро (29 млрд долларов), из них 18 млрд евро – основные затраты и в районе 5 млрд – дополнительные, сообщил во вторник посол Польши в России Войцех Зайончковски. В эту сумму входят затраты не только на спортивные объекты, но и на инфраструктуру – дороги, аэропорты.
А по оценке государственной компании PL2012, координирующей подготовку к турниру, затраты на чемпионат Европы по футболу 2012 года составили около 100 млрд злотых или около 27,6 млрд долларов.
#{image=634967}Если брать максимальные оценки, то у Украины ушло 10 млрд долларов, а у Польши в три раза больше – около 30 млрд.
В любом случае это меньше, чем изначально в 2008 году планировали обе страны. Украина собиралась потратить 18 млрд долларов (145,03 млрд гривен), а Польша – все 34 млрд долларов (109 млрд злотых). При этом сметы на строительство отдельных объектов в течение четырех лет увеличивались в обеих странах. Но общие траты оказались меньше запланированных потому, что, во-первых, в 2008–2009 году разразился кризис и активные работы по подготовке к Евро-2012 начались только в 2010-м. Во-вторых, многие запланированные объекты ни Украина, ни Польша так и не успели достроить. В основном урезать пришлось планы по строительству автодорог.
И, наконец, изначально и Украина, и Польша рассчитывали, что большая часть расходов будет приходиться не на их бюджеты. Однако частный бизнес не стал активно инвестировать в украинские инфраструктурные проекты: помешали кризис и низкий уровень инвестиционной привлекательности страны. По словам Устенко, только строительство стадионов Украине помогли реализовать частные инвесторы, и то скорее из-за своей «любви к футболу». Так, строительство «Донбасс Арены» полностью оплатил владелец донецкого футбольного клуба «Шахтер» Ренат Ахметов. Треть средств на реконструкцию харьковского стадиона предоставил владелец футбольного клуба «Металлист» Ярославский.
В итоге Украине пришлось брать кредиты. Только на строительство дорог Украина заняла 200 млн евро у Европейского инвестиционного банка и еще 376 млн долларов у российского Сбербанка, а еще были займы в национальных банках. Польша же как член ЕС могла получать средства для большинства инфраструктурных проектов за счет средств ЕС. Правда, из-за проблем в самой еврозоне Польша получила куда меньше, чем рассчитывала. Зато частных инвесторов ей удалось найти больше. По данным польской прессы, до 40% расходов на футбольный чемпионат были профинансированы за счет частных инвестиций.
Номинально Украина потратила как минимум в три раза, а то и в шесть раз меньше, чем Польша. Однако для Украины расходы в 5–10 млрд долларов на Евро-2012 являются более существенными. Это целых 9–18% ВВП страны, который равняется 180 млрд долларов.
Расходы Польши в 30 млрд долларов на чемпионат по футболу – это всего лишь 6,4% от ВВП страны (470 млрд долларов).
«Польский ВВП в три раза больше украинского. Поэтому они могли позволить себе тратить больше бюджетных средств, чем Украина. Уровень жизни у поляков выше, да и уровень оплаты строительных работ в двух странах отличается, хотя бы за счет рабочей силы, которая в Польше стоит дороже, чем на Украине», – говорит Олег Устенко.
Статьи расходов Украины
В рамках подготовки к Евро-2012 Украина построила два новых стадиона с нуля – «Донбасс Арену» в Донецке и «Арену Львов» в Львове, а также отреставрировала два уже имеющихся стадиона – НСК «Олимпийский» в Киеве и «Металлист» в Харькове.
Все украинские стадионы были сданы в эксплуатацию к осени 2011 года, и готовность их глава УЕФА Мишель Платини оценивал высоко.
По оценкам Национального агентства по вопросам подготовки и проведения Евро-2012, на украинские стадионы ушло 7,2 млрд гривен или 890 млн долларов. Вице-премьер Украины и министр инфраструктуры Борис Колесников оценивал затраты на стадионы в Киеве и Львове и частичную реконструкцию Харьковского стадиона в 800 млн долларов (без стадиона в Донецке).
Большие средства Украина направила также на модернизацию украинских аэропортов – в Киеве, Донецке, Львове и Харькове – для увеличения их пропускной способности.
Так, по оценке Колесникова, на аэропорт Борисполь в Киеве было потрачено 5,5 млрд гривен (680 млн долларов). Его расширили до 5 терминалов. Всего на четыре аэропорта было потрачено 10,5 млрд гривен.
Важной статьей расходов стало строительство новых гостиниц для размещения болельщиков. Только в Киеве было построено 20 новых отелей, в которые инвесторы вложили более 7 млрд гривен (866 млн долларов). Во всех четырех городах планировалось построить в общей сложности порядка 70–80 гостиниц.
#{image=622461}Еще около 350 млн гривен было потрачено на тренировочные базы, указывает Национальное агентство по вопросам подготовки и проведения Евро-2012.
Таким образом, исходя из данных агентства, из 41,7 млрд гривен общих затрат половина ушла на стадионы, аэропорты и тренировочные базы. Еще 23,65 млрд гривен – на строительство и реконструкцию автомобильных и железнодорожных дорог, закупку общественного транспорта, организацию безопасности, медицинского обслуживания, работу со СМИ, подготовку персонала (волонтеров) и прочее.
На операционные и технические расходы, подготовку персонала и стюардов Украина потратила 55 млн долларов.
На строительство дорог к чемпионату по футболу было потрачено около 15 млрд гривен или около 2 млрд долларов, отмечал председатель комиссии по реорганизации Государственной службы автомобильных дорог Украины Евгений Прусенко. По его словам, за четыре года на маршрутах Евро-2012 было отремонтировано или построено 1615 км дорог.
Но это вдвое меньше, чем изначально Украина планировала построить и отремонтировать (3460 км автодорог). Из-за проблем с финансированием активно строить дороги украинцы начали только в 2010 году, поэтому не успели. К примеру, Украина отказалась от строительства новой дороги между Краковом и Львовом, решив модернизировать имеющуюся.
Всего на автодороги ушло почти 40% от общих затрат на Евро-2012, официально оцениваемых в 5 млрд долларов. А если все-таки траты составили ближе к 10 млрд долларов, то на дороги потрачено было всего 20%. «Для сравнения: согласно программе развития дорог к Евро-2012 в Польше было предусмотрено 62 млрд злотых – 150 млрд гривен, то есть в 10 раз больше, чем у нас», – сказал Прусенко. Можно сказать, что украинские автодороги – это самое слабое место страны.
Надо сказать, что, по оценкам Национального агентства, на строительство и ремонт автодорог было потрачено 19,8 млрд гривен плюс еще 2 млрд гривен – на строительство мостов через Днепр.
Статьи расходов Польши
Польские власти говорили, что масштаб и количество запланированных к постройке инфраструктурных объектов являются крупнейшими в стране, начиная с 1989 года.
Польша, как и Украина, подготовила к чемпионату четыре стадиона – Национальный стадион в Варшаве, Городской стадион в Познани, Городской стадион во Вроцлаве, стадион в Гданьске. Строительство трех и реконструкция одного из стадионов, где в начале лета пройдут матчи чемпионата, обошлись примерно в 1,4 млрд долларов, сообщили в государственной компании PL2012, координирующей подготовку к турниру, передает УНИАН.
Самым дорогим стал Национальный стадион в Варшаве, на который по смете потратили 1,9 млрд злотых (535 млн долларов). Арена в Гданьске обошлась в 846 млн злотых (240 млн долларов), стадион во Вроцлаве – в 853 млн злотых (240 млн долларов). Наименее затратной, конечно, стала реконструкция стадиона в Познани – 500 млн злотых (140 млн долларов).
Польша модернизировала аэропорты во всех городах, в которых будут проходить футбольные матчи – в Варшаве, Гданьске, Вроцлаве, Познани, а также еще и в Кракове. Работы, так же как и на Украине, были направлены на увеличение пропускной способности аэропортов. Были перестроены вокзалы в Варшаве, Познани и Вроцлаве.
Что касается гостиниц, то с ними в Польше, в отличие от Украины, дела обстояли вполне нормально. Поэтому эта статья расходов была одной из самых низких.
Зато дороги и транспорт – это самая существенная статья расходов. По оценке госкомпании PL2012, на развитие автомобильных дорог было направлено 75% от 27,6 млрд долларов, то есть целых 20,7 млрд долларов. Еще 2,8 млрд долларов (10%) ушло на развитие железнодорожного транспорта и 1,7 млрд долларов (6%) – на развитие городского транспорта.
Однако выполнить амбициозные планы по строительству дорожной инфраструктуры Польше не удалось, как и Украине. Польский контрольный орган подсчитал, что свыше 400 км важных для Евро-2012 дорог не удастся сдать в эксплуатацию до открытия чемпионата. По словам председателя Главной контрольной палаты Яцека Эзерского, 14 ключевых участков дорог останутся недостроенными.
Неприятная история у поляков случилась с китайским консорциумом СOVEC, который строил часть ключевой для проведения Евро-2012 автомагистрали А2 между Лодзью и Варшавой общей протяженностью около 50 км. COVEC просчитался со стоимостью рабочей силы, и у него не хватило средств для завершения проекта.
Спикер польского правительства Павел Грась говорил в начале мая, что в Польше завершена реализация 80% инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры, но 20% не будут реализованы до начала чемпионата. Он отметил, что больше всего проблем в Польше возникло со строительством автодорог к началу чемпионата.
Эффект
Отбить средства, потраченные на подготовку к Евро-2012, у стран вряд ли получится. В краткосрочном периоде Украина может заработать 1,5 млрд долларов за время проведения чемпионата, посчитал Олег Устенко. В своих подсчетах он исходит из того, что в течение трех недель Украину посетят 5 млн человек, которые оставят в стране в среднем по 300 долларов (200 долларов официально и 100 долларов – в теневом секторе экономики).
«Чтобы окупить официальные затраты страны на подготовку к чемпионату в 5–6 млн долларов, на Украину должно было бы прибыть 20 млн человек. Но это нереально. Даже в Австрию на Евро-2008 столько туристов не приезжало», – говорит Устенко.
Украина также надеется на долгосрочный эффект от своих вложений, который оценить достаточно сложно. Благодаря ЧЕ-2012 Украина надеется улучшить свой имидж на мировом и, в первую очередь, европейском уровне, показать себя, привлечь инвесторов, отмечает эксперт.
На два этих эффекта рассчитывают и в Польше. Впрочем, в краткосрочный период там рассчитывают на более скромную выгоду. За три недели чемпионата Польша ожидает принять от 700 тыс. до 1 млн болельщиков, которые потратят около 225 млн долларов, отмечают в оргкомитете. Зато к 2020 году количество туристов, ежегодно посещающих Польшу, вырастет на 500 тыс. человек, а доходы за ближайшие 8 лет – на 1,5 млрд долларов, ожидают польские власти.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента