Экономика

5 июня 2012, 23:01

Украина вложила в Евро-2012 в три раза меньше Польши

Фото: Reuters

Во вторник были оглашены расходы на организацию чемпионата Европы по футболу, которые понесли принимающие его страны – Польша и Украина. Если анализировать их уровень и структуру, легко заметить разницу в финансовом и политическом положении этих стран. Однако ряд проблем, которые приходилось решать при подготовке к чемпионату, оказались очень похожими.

Украина вложила в инфраструктуру в рамках подготовки Евро-2012 35 млрд гривен или около 5 млрд долларов, отчитался Виктор Янукович. Национальное агентство по вопросам подготовки и проведения Евро-2012 посчитало, что за четыре года было потрачено 41,7 млрд гривен или более 5 млрд долларов.

#{image=632588}Другую оценку озвучивает председатель подкомитета Верховной рады по вопросам подготовки и проведения финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу на Украине Александр Зац. Он оценивает затраты Украины в 100 млрд гривен, из которых 20 млрд – это частные, а не бюджетные средства. «Что касается Государственной целевой программы подготовки и проведения чемпионата Европы по футболу, то расходы составляют около 100 млрд гривен. Из них приблизительно 80% – это государственные средства, то есть это львиная доля», – цитирует его радио «Свобода*».

Разные оценки, судя по всему, объясняются тем, что именно включать в понятие расходов на Евро-2012. «Никто толком не может сделать точные расчеты. Одно дело считать статьи расходов, которые в бюджете открыто шли как траты на подготовку к Евро-2012. Но часть расходов шли под другими статьями, например, на развитие инфраструктурного проекта или программы рекламы Украины, которая также ставила целью привлечение туристов на чемпионат. Поэтому такая путаница», – объясняет газете ВЗГЛЯД исполнительный директор Международного фонда Блейзера (Киев) Олег Устенко.

Ко всему прочему, не все инфраструктурные объекты строились или модернизировались только на бюджетные средства. К примеру, как уверяет Национальное агентство по вопросам подготовки и проведения Евро-2012, киевский аэропорт Борисполь строился за счет собственных средств аэропорта, а в Харькове – за счет инвестора.

В целом затраты на подготовку чемпионата, по мнению Устенко, можно оценить от 5 до 10 млрд долларов.

Зато в Польше смогли оценить свои затраты на чемпионат более уверенно. Они составили примерно 23 млрд евро (29 млрд долларов), из них 18 млрд евро – основные затраты и в районе 5 млрд – дополнительные, сообщил во вторник посол Польши в России Войцех Зайончковски. В эту сумму входят затраты не только на спортивные объекты, но и на инфраструктуру – дороги, аэропорты.

А по оценке государственной компании PL2012, координирующей подготовку к турниру, затраты на чемпионат Европы по футболу 2012 года составили около 100 млрд злотых или около 27,6 млрд долларов.

#{image=634967}Если брать максимальные оценки, то у Украины ушло 10 млрд долларов, а у Польши в три раза больше – около 30 млрд.

В любом случае это меньше, чем изначально в 2008 году планировали обе страны. Украина собиралась потратить 18 млрд долларов (145,03 млрд гривен), а Польша – все 34 млрд долларов (109 млрд злотых). При этом сметы на строительство отдельных объектов в течение четырех лет увеличивались в обеих странах. Но общие траты оказались меньше запланированных потому, что, во-первых, в 2008–2009 году разразился кризис и активные работы по подготовке к Евро-2012 начались только в 2010-м. Во-вторых, многие запланированные объекты ни Украина, ни Польша так и не успели достроить. В основном урезать пришлось планы по строительству автодорог.

И, наконец, изначально и Украина, и Польша рассчитывали, что большая часть расходов будет приходиться не на их бюджеты. Однако частный бизнес не стал активно инвестировать в украинские инфраструктурные проекты: помешали кризис и низкий уровень инвестиционной привлекательности страны. По словам Устенко, только строительство стадионов Украине помогли реализовать частные инвесторы, и то скорее из-за своей «любви к футболу». Так, строительство «Донбасс Арены» полностью оплатил владелец донецкого футбольного клуба «Шахтер» Ренат Ахметов. Треть средств на реконструкцию харьковского стадиона предоставил владелец футбольного клуба «Металлист» Ярославский.

В итоге Украине пришлось брать кредиты. Только на строительство дорог Украина заняла 200 млн евро у Европейского инвестиционного банка и еще 376 млн долларов у российского Сбербанка, а еще были займы в национальных банках. Польша же как член ЕС могла получать средства для большинства инфраструктурных проектов за счет средств ЕС. Правда, из-за проблем в самой еврозоне Польша получила куда меньше, чем рассчитывала. Зато частных инвесторов ей удалось найти больше. По данным польской прессы, до 40% расходов на футбольный чемпионат были профинансированы за счет частных инвестиций.

Номинально Украина потратила как минимум в три раза, а то и в шесть раз меньше, чем Польша. Однако для Украины расходы в 5–10 млрд долларов на Евро-2012 являются более существенными. Это целых 9–18% ВВП страны, который равняется 180 млрд долларов.

Расходы Польши в 30 млрд долларов на чемпионат по футболу – это всего лишь 6,4% от ВВП страны (470 млрд долларов).

«Польский ВВП в три раза больше украинского. Поэтому они могли позволить себе тратить больше бюджетных средств, чем Украина. Уровень жизни у поляков выше, да и уровень оплаты строительных работ в двух странах отличается, хотя бы за счет рабочей силы, которая в Польше стоит дороже, чем на Украине», – говорит Олег Устенко.

Статьи расходов Украины

В рамках подготовки к Евро-2012 Украина построила два новых стадиона с нуля – «Донбасс Арену» в Донецке и «Арену Львов» в Львове, а также отреставрировала два уже имеющихся стадиона – НСК «Олимпийский» в Киеве и «Металлист» в Харькове.

Все украинские стадионы были сданы в эксплуатацию к осени 2011 года, и готовность их глава УЕФА Мишель Платини оценивал высоко.

По оценкам Национального агентства по вопросам подготовки и проведения Евро-2012, на украинские стадионы ушло 7,2 млрд гривен или 890 млн долларов. Вице-премьер Украины и министр инфраструктуры Борис Колесников оценивал затраты на стадионы в Киеве и Львове и частичную реконструкцию Харьковского стадиона в 800 млн долларов (без стадиона в Донецке).

Большие средства Украина направила также на модернизацию украинских аэропортов – в Киеве, Донецке, Львове и Харькове – для увеличения их пропускной способности.

Так, по оценке Колесникова, на аэропорт Борисполь в Киеве было потрачено 5,5 млрд гривен (680 млн долларов). Его расширили до 5 терминалов. Всего на четыре аэропорта было потрачено 10,5 млрд гривен.

Важной статьей расходов стало строительство новых гостиниц для размещения болельщиков. Только в Киеве было построено 20 новых отелей, в которые инвесторы вложили более 7 млрд гривен (866 млн долларов). Во всех четырех городах планировалось построить в общей сложности порядка 70–80 гостиниц.

#{image=622461}Еще около 350 млн гривен было потрачено на тренировочные базы, указывает Национальное агентство по вопросам подготовки и проведения Евро-2012.

Таким образом, исходя из данных агентства, из 41,7 млрд гривен общих затрат половина ушла на стадионы, аэропорты и тренировочные базы. Еще 23,65 млрд гривен – на строительство и реконструкцию автомобильных и железнодорожных дорог, закупку общественного транспорта, организацию безопасности, медицинского обслуживания, работу со СМИ, подготовку персонала (волонтеров) и прочее.

На операционные и технические расходы, подготовку персонала и стюардов Украина потратила 55 млн долларов.

На строительство дорог к чемпионату по футболу было потрачено около 15 млрд гривен или около 2 млрд долларов, отмечал председатель комиссии по реорганизации Государственной службы автомобильных дорог Украины Евгений Прусенко. По его словам, за четыре года на маршрутах Евро-2012 было отремонтировано или построено 1615 км дорог.

Но это вдвое меньше, чем изначально Украина планировала построить и отремонтировать (3460 км автодорог). Из-за проблем с финансированием активно строить дороги украинцы начали только в 2010 году, поэтому не успели. К примеру, Украина отказалась от строительства новой дороги между Краковом и Львовом, решив модернизировать имеющуюся.

Всего на автодороги ушло почти 40% от общих затрат на Евро-2012, официально оцениваемых в 5 млрд долларов. А если все-таки траты составили ближе к 10 млрд долларов, то на дороги потрачено было всего 20%. «Для сравнения: согласно программе развития дорог к Евро-2012 в Польше было предусмотрено 62 млрд злотых – 150 млрд гривен, то есть в 10 раз больше, чем у нас», – сказал Прусенко. Можно сказать, что украинские автодороги – это самое слабое место страны.

Надо сказать, что, по оценкам Национального агентства, на строительство и ремонт автодорог было потрачено 19,8 млрд гривен плюс еще 2 млрд гривен – на строительство мостов через Днепр.

Статьи расходов Польши

Польские власти говорили, что масштаб и количество запланированных к постройке инфраструктурных объектов являются крупнейшими в стране, начиная с 1989 года.

Польша, как и Украина, подготовила к чемпионату четыре стадиона – Национальный стадион в Варшаве, Городской стадион в Познани, Городской стадион во Вроцлаве,  стадион в Гданьске. Строительство трех и реконструкция одного из стадионов, где в начале лета пройдут матчи чемпионата, обошлись примерно в 1,4 млрд долларов, сообщили в государственной компании PL2012, координирующей подготовку к турниру, передает УНИАН.

Самым дорогим стал Национальный стадион в Варшаве, на который по смете потратили 1,9 млрд злотых (535 млн долларов). Арена в Гданьске обошлась в 846 млн злотых (240 млн долларов), стадион во Вроцлаве – в 853 млн злотых (240 млн долларов). Наименее затратной, конечно, стала реконструкция стадиона в Познани – 500 млн злотых (140 млн долларов).

Польша модернизировала аэропорты во всех городах, в которых будут проходить футбольные матчи – в Варшаве, Гданьске, Вроцлаве, Познани, а также еще и в Кракове. Работы, так же как и на Украине, были направлены на увеличение пропускной способности аэропортов. Были перестроены вокзалы в Варшаве, Познани и Вроцлаве.

Что касается гостиниц, то с ними в Польше, в отличие от Украины, дела обстояли вполне нормально. Поэтому эта статья расходов была одной из самых низких.

Зато дороги и транспорт – это самая существенная статья расходов. По оценке госкомпании PL2012, на развитие автомобильных дорог было направлено 75% от 27,6 млрд долларов, то есть целых 20,7 млрд долларов. Еще 2,8 млрд долларов (10%) ушло на развитие железнодорожного транспорта и 1,7 млрд долларов (6%) – на развитие городского транспорта.

Однако выполнить амбициозные планы по строительству дорожной инфраструктуры Польше не удалось, как и Украине. Польский контрольный орган подсчитал, что свыше 400 км важных для Евро­-2012 дорог не удастся сдать в эксплуатацию до открытия чемпионата. По словам председателя Главной контрольной палаты Яцека Эзерского, 14 ключевых участков дорог останутся недостроенными.

Неприятная история у поляков случилась с китайским консорциумом СOVEC, который строил часть ключевой для проведения Евро­-2012 автомагистрали А2 между Лодзью и Варшавой общей протяженностью около 50 км. COVEC просчитался со стоимостью рабочей силы, и у него не хватило средств для завершения проекта.

Спикер польского правительства Павел Грась говорил в начале мая, что в Польше завершена реализация 80% инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры, но 20% не будут реализованы до начала чемпионата. Он отметил, что больше всего проблем в Польше возникло со строительством автодорог к началу чемпионата.

Эффект

Отбить средства, потраченные на подготовку к Евро-2012, у стран вряд ли получится. В краткосрочном периоде Украина может заработать 1,5 млрд долларов за время проведения чемпионата, посчитал Олег Устенко. В своих подсчетах он исходит из того, что в течение трех недель Украину посетят 5 млн человек, которые оставят в стране в среднем по 300 долларов (200 долларов официально и 100 долларов – в теневом секторе экономики).

«Чтобы окупить официальные затраты страны на подготовку к чемпионату в 5–6 млн долларов, на Украину должно было бы прибыть 20 млн человек. Но это нереально. Даже в Австрию на Евро-2008 столько туристов не приезжало», – говорит Устенко.

Украина также надеется на долгосрочный эффект от своих вложений, который оценить достаточно сложно. Благодаря ЧЕ-2012 Украина надеется улучшить свой имидж на мировом и, в первую очередь, европейском уровне, показать себя, привлечь инвесторов, отмечает эксперт.

На два этих эффекта рассчитывают и в Польше. Впрочем, в краткосрочный период там рассчитывают на более скромную выгоду. За три недели чемпионата Польша ожидает принять от 700 тыс. до 1 млн болельщиков, которые потратят около 225 млн долларов, отмечают в оргкомитете. Зато к 2020 году количество туристов, ежегодно посещающих Польшу, вырастет на 500 тыс. человек, а доходы за ближайшие 8 лет – на 1,5 млрд долларов, ожидают польские власти.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?