Экономика

27 июня 2012, 08:18

Американцы покажут прототип нового сверхзвукового лайнера

Фото: nasa.gov

В июле на авиасалоне в Фарнборо американские компании при поддержке NASA покажут прототип новейшего сверхзвукового пассажирского самолета, который сможет разгоняться до 4 тыс. км/ч и добираться из Лондона в Сидней всего за четыре часа. Российские ученые сейчас тоже работают над проблемами сверхзвуковых самолетов. Но они считают, что их скорость должна быть не более 2 тыс. км/ч, иначе проект ждет коммерческий провал.

Американские Boeing, Lockheed Martin и Gulfstream при поддержке Национального космического агентства США NASA намерены построить сверхзвуковой самолет, который сможет доставлять пассажиров из Лондона в Сидней всего за четыре часа вместо нынешних 20. Это будет небольшой бизнес-джет на 12 мест.

Американский самолет сможет развивать скорость 4 тыс. км/ч, что вдвое больше, чем самые быстрые до сих пор Concorde и советский Ту-144

Первый прототип новейшего самолета покажут на авиасалоне в Фарнборо, который пройдет с 9 по 15 июля этого года.

Новый сверхзвуковой самолет NASA носит кодовое название X-54. Предполагается, что первые модели этого судна будут продаваться в Европе и на Ближнем Востоке под слоганом: «В США и обратно за один рабочий день». Цена 12-местного джета может составить 80 млн долларов, передает The Daily Mail.

Boeing, Lockheed Martin и Gulfstream отдельно друг от друга занимались разработками сверхзвукового самолета, и, судя по всему, NASA решило объединить усилия компаний для выполнения одной цели. По словам руководителя проекта NASA по сверхзвуковым технологиям в Исследовательском центре Лэнгли в Вирджинии Питера Коэна, задача NASA заключается в научной и технической поддержке компаний, создающих сверхзвуковой самолет, а цель – доказать доступность сверхзвуковых полетов для большинства пассажиров.

Прототипом нового сверхзвукового самолета является англо-французский лайнер Concorde. Однако благодаря более легким композитным материалам, более совершенным двигателям и новой конструкции фюзеляжа (корпуса) американский самолет сможет развивать скорость 4 тыс. км/ч, что вдвое больше, чем самые быстрые до сих пор Concorde и советский Ту-144. Последние развивали сверхзвуковую скорость 2000–2300 км/ч. Таким образом американский лайнер сможет пролетать 20 тыс. километров без пересадки всего за 4 часа.

Для сравнения: самым быстрым дозвуковым реактивным самолетом на данный момент является новый G650 компании Gulfstream, который может летать на расстояния 7000 миль (более 11 тыс. км) и имеет максимальную скорость 704 мили в час (1133 км в час).

Американские разработчики уже не первый год ведут серьезные работы по снижению силы звукового удара при преодолении звукового барьера. В прошлом году специалисты NASA заявили, что испытания прототипа в аэродинамической трубе показали значительное снижение силы удара. Это стало возможным благодаря супертонким крыльям и спрятанным двигателям. Тестированию подверглись экспериментальные образцы небольших сверхзвуковых лайнеров, разработанных компаниями Boeing и Lockheed Martin.

#{image=541657}«Несмотря на то, что измеренная интенсивность ударной волны находится у максимальной границы допустимого, данные экспериментов доказывают принципиальную возможность производства сверхзвукового бизнес-джета, полет которого вблизи населенных пунктов был бы общественно приемлемым», – сообщил Питер Коэн.

По его словам, целью NASA является разработка небольшого самолета к 2025 году, для которого уровень производимого при сверхзвуковом полете шума не превышал бы 85 децибел.

«В случае с Боингом мы достигли результата в 81 децибел, а с самолетом от компании Lockheed – 79 децибел. Это на 25 единиц меньше, чем было у Конкорда, и на 20 меньше по сравнению с HSR (так назывался исследовательский проект NASA по разработке сверхзвукового транспортного судна, который был закрыт в 1999 году). Это прорыв. Это первый случай, когда нам удалось взять за основу небольшой сверхзвуковой самолет и показать, что его конфигурация может быть изменена таким образом, чтобы совместить высокую эффективность полета и низкий уровень шума», – отметил Коэн.

Россия не отстает

Российские ученые при финансировании Минпромторга занимаются сейчас практически тем же, чем американские компании при поддержке NASA. Как рассказывал в интервью газете ВЗГЛЯД заместитель генерального директора ФГУП «ЦАГИ» (Центральный аэрогидродинамический институт) и начальник комплекса аэродинамики и динамики полета ЛА Сергей Ляпунов, сейчас перед ЦАГИ и другими институтами стоит задача создать научно-технический задел и макет самолета, а уже потом, на втором этапе, начнется создание сверхзвукового самолета опытно-конструкторским бюро. Причем Россия также делает ставку на небольшие коммерческие самолеты вместимостью от 20 до 100 человек. Ляпунов не исключил, что такие самолеты могут быть созданы в середине 2020-х годов.

Однако США немного впереди, так как обещают уже в июле показать прототип своего сверхзвукового самолета, а российские инженеры будут работать еще как минимум до конца этого года (по контракту с Минпромторгом).

Российские ученые, как и американские, хотят доказать, что сверхзвуковой самолет может летать почти без шума. Сейчас это ограничивает их применение. Дело в том, что такие лайнеры создают громкий звуковой удар, который может нанести повреждения домам, поэтому им запрещено летать над сушей со сверхзвуковой скоростью, они могут летать только над океаном. В ЦАГИ намерены доказать обратное.

«И у нас появились технические возможности ослабления звукового удара. Мы начали лучше понимать, какую геометрию самолета надо сделать: крыло, фюзеляж, где лучше расположить двигатели. Мы полагаем, что можно создать сверхзвуковые самолеты, которые будут создавать уровень шума от звукового удара не больше, чем хлопнувшая дверь», – уверяет Ляпунов. Кроме того, большое внимание российские ученые обращают также на снижение шума в аэропорту при взлете сверхзвукового самолета.

Вторая важная задача, которую должны решить российские ученые, – это снизить стоимость самолета и расход топлива. «На сверхзвуковом самолете тратится в 2–2,5 раза больше топлива, чем при полете на дозвуковом самолете при одинаковой дальности полета и количестве пассажиров. Сверхзвуковой самолет тяжелее, а каждый килограмм самолета стоит денег», – говорит Ляпунов. Интересно, что американские компании наверняка ставят такую же задачу, однако пока официально не озвучивали какие-либо успехи в ее решении.

В отличие от американских компаний и NASA, российские разработчики считают, что скорость сверхзвукового самолета должна составлять 1600–2000 км в час, а не 4000 км в час. Как объясняет Ляпунов, при очень больших скоростях конструкция самолета нагревается, возникает тепловой нагрев. «Избежать нагрева могут помочь специальные материалы, но они сильно удорожат самолет», – объясняет он.

Таким образом, американцы, готовые создать сверхзвуковой самолет со скоростью 4 тыс. км в час, могут столкнуться с проблемой высокой стоимости такого лайнера, а значит, более долгим сроком окупаемости. Они могут наступить на те же грабли, на которые в свое время наступили Air France и British Airlines, эксплуатировавшие Concorde, и «Аэрофлот», эксплуатирующий Ту-144. Предыдущие проекты сверхзвуковых самолетов оказались коммерчески невыгодными.

Ту-144 и Concorde

В истории развития гражданских сверхзвуковых самолетов, выполнявших регулярные пассажирские рейсы, было только два таких самолета – советский Ту-144 и англо-французский Concorde. В свое время СССР достиг огромных успехов в этой области. Первым полет совершил именно советский сверхзвуковой лайнер еще в декабре 1968 года. Правда, через два месяца в небо поднялся и Concorde.

#{image=478044}У Ту-144 было несколько преимуществ перед конкурентом. К примеру, благодаря убирающемуся на время полета переднему горизонтальному оперению Ту-144 мог увеличить маневренность и больше уменьшать скорость при посадке. Это позволяло Ту-144 садиться и взлетать в 18 аэропортах СССР. У Concorde же взлетно-посадочная скорость была выше на 15%, поэтому аэропорту требовался отдельный сертификат для его посадки.

Ту-144 пролетал на регулярных рейсах «Аэрофлота» только четыре года, с 1975 по 1978 год. «Аэрофлот» эксплуатировал два самолета Ту-144. Однако в июне 1973 года на авиасалоне в Ле-Бурже один Ту-144 разбился во время показательного полета. Что касается Concorde, то всего было построено 18 самолетов, из которых 14 были серийными. 13 из них эксплуатировали компании British Airlines (7) и Air France (6) в течение целых 27 лет вплоть до 2003 года. Из Парижа в Нью-Йорк можно было долететь на этом лайнере приблизительно за четыре часа, тогда как на Boeing-747 – более чем за семь часов. К 2000 году услугами Concorde воспользовались более 3 млн человек. Однако 25 июля 2000 года сверхзвуковой лайнер компании Air France через 3 минуты после взлета из парижского аэропорта Шарль-де-Голль рухнул на землю, погибли все 113 человек на борту. После этой катастрофы желающих летать на сверхзвуковых самолетах стало меньше.

Впрочем,  причины провалов проектов Ту-144 и Concorde даже не в произошедших катастрофах, а в том, что с коммерческой точки зрения они себя не оправдали. Полеты на этих самолетах были дорогим удовольствием.

Главная проблема сверхскоростных самолетов Ту-144 и Concorde – в высоком уровне шума и чрезмерном расходе топлива. По летно-техническим же характеристикам эти самолеты были неповторимыми по тем временам.

Топлива такой самолет расходует куда больше, чем обычный лайнер. Билет на российский сверхзвуковой пассажирский самолет, который летал из Москвы в Алма-Ату, стоил 83 рубля, тогда как на обычный лайнер – 62 рубля. Заполняемость рейсов оказалась низкой, и не только из-за дороговизны билетов, но и из из-за менее комфортного, хоть и быстрого, полета, в том числе из-за проблем с шумом. Однако Ту-144 еще несколько лет использовался для грузовых перевозок между Москвой и Хабаровском. В общей сложности он совершил 102 рейса под флагом «Аэрофлота», из них 55 пассажирских (перевезя около 3,2 тыс. пассажиров). Из-за нерентабельности сверхзвуковых самолетов прекратил полеты и Concorde.

Работы не останавливаются

Попытки создать сверхзвуковой пассажирский самолет не оставляют во всем мире. Еще в конце 90-х годов ОКБ им. Сухого начало исследования концепции сверхзвуковых пассажирских самолетов – маленького С-21 и большого С-51. Потребность рынка в таких машинах оценивалась тогда в 100–150 штук. Однако потом проект заморозили.

Активно занимаются этой темой также в Японии, США и Европе. Так, европейский авиастроитель Airbus летом прошлого года на авиасалоне в Ле Бурже представил проект сверхзвукового пассажирского самолета под названием Zehst. По задумке разработчиков, при взлете и наборе высоты он будет использовать биотопливо, а в стратосфере – переходить на ракетное горючее. Самолет сможет перевозить от 50 до 100 пассажиров из Парижа в Токио всего за 2,5 часа. Прототип этого самолета разрабатывается европейцами совместно с японцами и должен появиться к 2020 году, а коммерческая эксплуатация планируется только к 2050 году.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?