Япония изучает возможности прокладки газопровода из России в качестве альтернативы поставок российского сжиженного газа, заявил в четверг председатель совета изучения политики правящей Демократической партии Японии, бывший глава МИДа Сэйдзи Маэхара.
Газопровод может быть проложен по морскому дну от южной оконечности Сахалина, откуда до Японии около 40 км
«Мы исследуем возможности проведения газопровода», – цитирует Маэхару «Интерфакс». Он не исключает, что такой газопровод может быть проложен по морскому дну от южной оконечности Сахалина, откуда до Японии около 40 км. Но конкретного маршрута прокладки трубы еще нет, добавил он.
По его словам, в этом направлении уже проводились исследования, в результате которых было решено, «что технически это возможно», передает «Прайм». «Возможности этого проекта зависят от суммы инвестиций со стороны Японии, а также от перспектив развития японской атомной энергетики», – добавил Маэхара.
Впрочем, Маэхара напомнил, что Япония и Россия должны еще решить территориальный вопрос и провести совместную работу для укрепления своих взаимосвязей. По его словам, двум странам следует подписать мирный договор, предварительно решив длительное время стоящий на повестке дня вопрос о Курильских островах, принадлежность которых оспаривается Японией.
По его словам, тему газопровода из России в Японию поднял на встрече с ним представитель Газпрома. По словам экс-главы МИД Японии, еще до прилета в Москву он обсуждал эту тему с представителями японских экономических кругов. В Газпроме подтвердили, что тему трубопроводных поставок из России в Японию поднял сегодня гендиректор «Газпром экспорта» Александр Медведев.
Отказ от атомной энергетики
Японская атомная энергетика была третьей в мире и по установленной мощности ядерных реакторов, и по числу работающих энергоблоков. Япония уступала по этим показателям только США и Франции. До землетрясения в стране работало 54 ядерных блока с общей установленной мощностью около 47 тыс. МВт (для сравнения: в России только 32 блока). В прошлом году на них пришлось 29,1% всей произведенной в Японии электроэнергии, причем были планы увеличить этот показатель до 41% к 2018 году. На той же «Фукусиме-1» планировалось со временем ввести два замещающих блока по 1380 МВт.
Однако прошлогодняя авария изменила все планы. Порядка 77% японцев выступают против атомной энергетики, и правительство настроено в том же ключе. После катастрофы в Японии было остановлено 50 из 54 ядерных реакторов. Отказавшись от атомной энергетики, Япония сразу лишается трети электроэнергии.
«В связи с отказом от атомной энергетики потребности в газе у Японии в последнее время выросли. Спрос на сжиженный газ в стране увеличивается каждый месяц. У японцев даже стало не хватать мощностей по приему этого газа, им приходится переходить на другое сырье – нефтепродукты», – говорит газете ВЗГЛЯД Виталий Крюков.
При этом Япония покупает сжиженный газ по самым высоким ценам в мире. «По последним данным, островное государство платит по 600 долларов за тысячу кубометров газа, то есть выше, чем до кризиса», – говорит Крюков.
«Сейчас избытка газа на Дальнем Востоке нет. Но ожидается, что из Восточной Сибири будет протянута новая ветка газопровода на Дальний Восток, и в таком случае появятся дополнительные объемы газа, которые могут пойти на сжижение для поставки в Японию», – говорит эксперт.
Сжиженный природный газ
Япония сейчас закупает газ только в сжиженном виде, занимая первое место в мире по его импорту. В 2011 году она приобрела около 80 млрд кубометров, доля газа в энергопотреблении Японии составляла почти 15%. В 2012 году ожидается рост закупок на 30% до 100 млрд кубометров газа. Единой системы газоснабжения на островах нет. Этому препятствует высокая стоимость земли и плотность застройки на островах. Системы газоснабжения Японии локализованы вокруг терминалов по приему СПГ.
По словам экс-главы МИД Японии, идея газопровода важна и еще будет обсуждаться, но в настоящее время самое главное – это проекты «Сахалин-2» и «Сахалин-4». «Сейчас для нас самое важное, основное – это «Сахалин-2» и завершение строительства во Владивостоке необходимых сооружений, относящихся к сжиженному газу», – говорит Маэхара. Он отметил, что консультации по этой теме между российской и японской сторонами продолжатся.
На встрече стороны как раз обсудили партнерство Газпрома, Mitsui и Mitsubishi в рамках проекта «Сахалин-2», включая дополнительные поставки СПГ после цунами и землетрясения, произошедших в Японии в марте 2011 года.
#{smallinfographicleft=453056}Участники встречи рассмотрели перспективы наращивания экспорта природного газа из России в Японию в рамках расширения производства СПГ на Сахалине и осуществления проекта строительства завода по производству СПГ во Владивостоке. Этот проект Газпром прорабатывает вместе с консорциумом японских компаний Japan Far East Gas, в который входят Itochu, Japex, Marubeni, Inpex и Cieco. Япония готова участвовать в строительстве газового терминала, мощность которого составит 10 млн тонн. Ввести в действие СПГ-завод планируется до 2020 года. В настоящий момент Япония покупает СПГ большей частью в странах Ближнего Востока.
У России, кстати, имеется проект строительства газопровода из России в Южную Корею. «Труба» должна пройти транзитом через территорию КНДР: Пхеньян поддерживал проект. Трубопровод мощностью 10–12 млрд кубометров газа в год планируется ввести в строй к 2017 году.
Газпром также рассматривает возможность поставки сжиженного природного газа в Японию с одного из самых богатых в мире месторождений – Штокмановского (запасы около 3,8 трлн кубометров газа), говорил в начале этого года председатель правления компании Алексей Миллер. Ранее, кстати, планировалось поставлять этот СПГ в США.
Пока ожидается, что поставки газа для газопроводов начнутся с этого месторождения в конце 2016 года, а поставки СПГ – в 2017 году. Однако сроки могут быть пересмотрены, если правительство России так и не предоставит налоговые послабления для проекта.
Газопровод
Идея строительства газопровода из России в Японию может быть перспективна, считают эксперты. «Это вполне жизнеспособная идея. Расстояние поставок по трубе короткое, всего десятки километров, поэтому логичней использовать трубопровод, в отличие от СПГ, который хорош для поставок газа на удаленное расстояние, на тысячи километров», – говорит газете ВЗГЛЯД старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.
#{image=498452}«Рынок СПГ, конечно, дает определенную мобильность. СПГ с Дальнего Востока в будущем можно ориентировать не только на Японию, но и на Китай, можно начать поставки также в Индию и Тайвань. Но пока это не так важно. Трубопровод же дает стабильность поставок и повышает энергобезопасность Японии», – рассуждает Агибалов.
«Газ, поставляемый через газопровод, может оказаться более дешевым для Японии. Сейчас островная страна уже превысила все рекордные уровни по ценам на импорт газа. Японии невыгодны нынешние высокие цены на газ, поэтому она в любом случае будет искать более дешевое голубое топливо», – добавляет отраслевой аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков.
Единственное серьезное препятствие, которое может помешать реализации газопровода из России в Японию, – это технические сложности этого проекта, так как труба будет проходить по сейсмоопасному региону, говорят эксперты.
«Надо с технологической точки зрения просчитать перспективность строительства газопровода в Японию в связи с тем, что это сейсмически опасный регион, имеются высокие экологические риски. Прорыв газопровода на глубине чреват техногенной катастрофой. Экологические службы могут выступить против проекта или потребовать более детальной проработки этого проекта, что увеличит инвестиции. С экологической точки зрения строительство СПГ-завода более безопасно», – говорит Виталий Крюков.
Агибалов не исключает возможности оживления идеи по строительству газопровода в Южную Корею. «Гипотетически газопровод мог бы пройти транзитом через территорию Южной Кореи и зайти в Японию. Такой вариант тоже можно рассматривать, тем более что строительство газопровода по суше в любом случае дешевле. Но главный смысл в том, чтобы построить один газопровод на несколько рынков, в частности для поставок газа в Южную Корею и Японию. Южнокорейский рынок не такой большой, как японский, но в последние 10 лет удвоился в объеме и быстро растет. Японский – перспективный в связи с предполагаемым замещением атомной энергетики», – рассуждает Сергей Агибалов.
Впрочем, строительство газопровода, как и СПГ-завода, не способно сделать Японию зависимой от российского газа, а значит, дать рычаги для решения территориального спора двух стран в отношении Курильских островов. Поставки газа в Японию – это в первую очередь экономическая выгода для Газпрома, а также минимизация рисков при сокращении в будущем объемов поставок газа в Европу.
«Газопровод – это инструмент взаимозависимости, никто не сможет играть на этом аргументе. Если Россия воспользуется этим аргументом для давления на политику по вопросу Курил, то она просто лишится японского рынка. Япония сможет заменить российское голубое топливо на сжиженный газ из других стран. Газопровод скорее поможет создать дружеские отношения между странами, создание энергомоста привяжет их друг к другу в некоторой степени», – считает Сергей Агибалов.
«Япония не сильно зависит от российского газа. У нас есть определенная доля рынка, но альтернативных поставщиков газа большое количество, и в ближайшее время на японский рынок могут выйти австралийские поставщики сжиженного газа и даже американские экспортеры. Дефицита источника поставок нет, другое дело – цены. Вероятно, в России покупать газ Японии выгоднее, дешевле, учитывая близкое расстояние двух стран», – говорит Виталий Крюков.