На днях стало известно, что правительство планирует выделить не менее 5 млрд рублей на организацию обучения не менее 3 тысяч российских граждан в ведущих иностранных университетах в 2012–2015 годах. Предполагается, что будущие выпускники иностранных вузов вернутся на родину, чтобы применить накопленные знания в процессе модернизации страны.
Мы ориентируемся на ТОP-300 ведущих международных университетов, созданный на основе данных наиболее популярных международных рейтингов высшего образования
Трудоустраиваться выпускники будут прежде всего в органы государственной власти и местного самоуправления, организации здравоохранения и образования и иные организации социальной сферы.
Финансирование будет распределяться по годам: в 2012 году – 0,5 млрд рублей, в 2013 году – 1,5 млрд рублей, в 2014 году – 2,0 млрд рублей, в 2015 году – 1,0 млрд рублей. Средства на эту программу будут переданы Агентству стратегических инициатив. В будущем предполагается создать специальную организацию в форме фонда.
О специфике отбора абитуриентов, а также о схеме финансирования рассказал газете ВЗГЛЯД руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков.
ВЗГЛЯД: Почему было решено акцентировать внимание на 3 тысячах граждан? Откуда взялась эта цифра?
Дмитрий Песков: Эта цифра, которая касается только прямого государственного финансирования. Мы рассчитываем, что не меньшее количество участников будет финансироваться бизнесом. Это число, которое позволяет понять эффективность программ. Оно не слишком большое, чтобы создавать риски, но достаточное, чтобы получить концентрированный эффект в ключевых отраслях экономики.
ВЗГЛЯД: По какому принципу будут отбираться кандидаты на участие в этой программе?
Д. П.: Желающие принять участие в программе проходят через тест GRE (Graduate Record Examination), который должен оценить их логические и аналитические способности, математические навыки. Оператор тестирования – независимая и обладающая серьезной международной репутацией компания, которая специализируется на проведении тестирования по различным образцам, например TOEFL, TOEIC и другим.
#{intervieweco}Из общего числа тестируемых будет отобрана одна тысяча лучших. Затем участники сдают экзамен в один из ведущих мировых университетов на программу магистратуры, MBA или аспирантуры по направлениям, приоритетным для российской экономики на ближайшее десятилетие. Таким образом, обязательным является наличие высшего образования, а по некоторым специальностям – стаж работы. Список вузов и специальностей, приоритетных для зачисления, будет утверждаться попечительским советом программы «Глобальное образование» с учетом рейтинга TOP-300 ведущих мировых университетов. Затем нужно обратиться в АСИ с документами, подтверждающими зачисление в университет. В результате заключается договор образовательного займа.
Итогом обучения должен стать некий результат, поддающийся измерению и оценке: диплом, защита диссертационной работы или научная степень. Таким способом мы отсекли практику «академического туризма».
ВЗГЛЯД: По каким специальностям будет осуществляться подготовка?
Д. П.: Подготовка будет осуществляться по четырем ключевым направлениям: государственное и муниципальное управление, управление высшим образованием, высокотехнологичные компании, учреждения социальной сферы. Перечень вузов и специальностей будет утверждаться попечительским советом программы.
ВЗГЛЯД: Откуда взялась цифра в 5 млрд рублей? Это же 20 тысяч долларов в год на одного студента. Не много ли это?
Д. П.: Нет, не много. Средние расходы на обучение одного студента будут даже выше, чем 20 тысяч долларов. Это и есть примерно 3 тысячи человек, которые получат лучшее образование по прямому государственному финансированию. Однако нужно понимать, что государство в данном случае платит не за учебу человека, а оплачивает его последующую работу в течение трех лет в ключевых отраслях экономики и общества, которые являются важнейшими для быстрого роста экономики.
Эта цифра является сопоставимой с аналогичными расходами других стран по подобным проектам. Все платят примерно одинаково. Другое дело, что российская программа существенно уступает по масштабу финансирования программам наших конкурентов. Например, Бразилия отправляет по аналогичной программе 100 тысяч человек до 2015 года. Объем финансирования в десятки раз выше нашего.
ВЗГЛЯД: Какие гарантии того, что российские студенты вернутся на родину?
Д. П.: Если говорить о формально-юридической стороне вопроса, то в специализированном договоре образовательного займа будет предусмотрено поручительство третьих лиц как форма обеспечения исполнения обязательств по договору (например, родственников или компании). Никакого залога – чтобы сделать программу максимально доступной для большинства граждан России независимо от материального положения и местожительства. И процент по займу – это не процент за пользование денежными средствами, а всего лишь штрафная санкция, которая будет применяться исключительно к нарушителям договора. Всех, кто договор будет исполнять добросовестно, это не коснется.
В противном случае участник, по условиям контракта, обязан вернуть затраченную государством или организацией на его обучение сумму, при этом выплатив определенную неустойку. На руки участник получит средства, необходимые лишь для таких расходов, как оплата перелета, проживание, медицинская страховка и так далее. Эта часть займа обещает быть существенно меньше той, что уйдет в вуз.
Помимо юридических, предусмотрены и определенные моральные обязательства. Все участники подпишут так называемый «Этический кодекс выпускников», предусматривающий соответствующие обещания.
Мы планируем сделать «посольство» наших студентов максимально общественным и гражданственным, если можно так выразиться. Для этого мы предложим участникам вести публичные записи – блоги, в которых они смогут поделиться с согражданами историей своего пребывания, обучения за рубежом, последующего возвращения, трудоустройства и, главное, работы в самой России. Так мы одновременно решим и еще одну важнейшую для страны идеологическую задачу: создадим для юношей и девушек России своеобразный культ заслуженного успеха, заставим поверить в то, что путевку в жизнь дают прежде всего реальные умения и знания.
Важно отметить, что у России уже есть успешный опыт в осуществлении подобных замыслов на региональном уровне. В Республику Татарстан вернулись более 90% участников программы под названием «Алгарыш».
Кроме того, перед нашими глазами пример нашего активно развивающегося соседа и партнера по СНГ – Республики Казахстан. Там в ходе аналогичной программы «Болашак» были подготовлены более 10 тысяч человек, которые существенно усилили позиции этой страны во многих сферах экономики и жизни.
ВЗГЛЯД: Как будет исключен механизм использования административного ресурса при получении правительственного гранта на обучение?
Д. П.: Едва ли получится административным ресурсом добиться поступления в Гарвард или Массачусетский технологический университет. Ведущие вузы мира эту практику не поддерживают. К тому же, что касается механизмов финансирования, важный нюанс здесь состоит в том, что средства гранта перечисляются не человеку, а университету.
ВЗГЛЯД: В какие университеты планируется направлять российских граждан?
Д. М.: Мы ориентируемся на ТОP-300 ведущих международных университетов, созданный на основе данных наиболее популярных международных рейтингов высшего образования: Times Higher Education, QS, рейтинг Шанхайского университета. Это не только вузы американской «Лиги плюща», элитные европейские центры высшего образования, но также и вузы Китая, Кореи, Японии – охвачен практически весь мир. Мы направим наших студентов всюду, где им смогут дать компетенции, отвечающие цели повышения глобальной конкурентоспособности нашей страны.
ВЗГЛЯД: Почему обучение не ведется в наших университетах?
Д. П.: Говорить о том, что мы не финансируем свое образование, категорически неправильно. Государство в целом тратит около 450 млрд рублей в год на обучение наших студентов в российских университетах. Сумма в 5 млрд рублей, заявленная в программе «Глобальное образование», составляет не более 1,5% от этого числа.
Мы хотим улучшить наше образование. Именно поэтому акцент программы делается на управление высшим образованием. То есть мы в первую очередь готовим тех, кто затем будет преподавать в наших университетах, управлять ими, обеспечивать их конкуренцию на глобальном рынке, поднимет их на качественно иной уровень. Вы не можете конкурировать с лидерами, если не будете у лидеров учиться. Таким образом, «Глобальное образование» финансирует российские университеты, но не посредством раздачи денег, а благодаря инвестициям в необходимые компетенции мирового уровня. И мы считаем, что инвестировать в компетенции гораздо более эффективно.