Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков рассказал, что Владимир Путин не случайно провел сегодня совещание по вопросам, связанным с ценообразованием и завершением контрактирования проекта строительства атомных подводных лодок. «К сожалению, до сих пор сохраняются разногласия между заказчиками и изготовителями, поэтому потребовалось проведение совещания на уровне главы государства», – пояснил он.
До сих пор сохраняются разногласия между заказчиками и изготовителями, поэтому потребовалось проведение совещания на уровне главы государства
«Как известно, эта тема предметно обсуждалась в ходе последнего посещения Путиным еще в качестве главы правительства Архангельска. К сожалению, эта работа не была завершена», – отметил пресс-секретарь.
Однако в эту пятницу стало известно, что между сторонами: Министерством обороны и судостроителями – «был найден компромисс».
«На сегодняшнем совещании по вопросу контрактирования атомных подводных лодок было принято взвешенное решение, которое позволит подписать контракт с Минобороны», – цитирует «Интерфакс» главу Минпромторга Дениса Мантурова. По его словам, это дает возможность до 2020 года загрузить 20 тыс. человек Севмашпредприятия в Северодвинске.
На стапелях Севмаша ранее уже было построено два серийных корабля 955-го типа «Борей»: «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский». Сейчас на предприятии строится еще одна лодка этого проекта «Владимир Мономах». Эти подлодки в обсуждаемый контракт не входят, он начинает распространяться на четвертый в серии стратегический крейсер «Святитель Николай» и последующие. Всего, согласно госпрограмме вооружений, до 2017 года планируется построить восемь кораблей этого проекта.
Источник в ОСК также подтвердил, что контракт на строительство пяти субмарин сегодня фактически был подписан. «Де-факто можно считать данный контракт подписанным, так как все его параметры согласованы на совещании у президента России и меняться уже не будут. Потребуется некоторое время, для того чтобы внести правки в контрактные документы с учетом достигнутых договоренностей. Думается, что на это уйдет несколько дней», – сказал собеседник агентства.
#{image=468917}Конфликт между Минобороны и Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) разгорелся из-за стоимости строительства пяти подводных лодок типа «Борей». Минобороны посчитало цену заказа завышенной и предложило судостроителям подписать контракт стоимостью на треть ниже, чем предложила ОСК.
Глава Минпромторга не стал распространяться о сути достигнутого в пятницу компромисса с судостроителями. Министр обороны слегка приоткрыл завесу тайны. Однако осталось непонятным, сохранилось ли в контракте 30-процентное снижение цены на строительство подлодок. «Мы договорились, что к 2015 году вернемся к этой цене. Если у Министерства промышленности будут существенные расходы, которые они смогут нам предъявить для расчета, мы их можем принять. То есть пересчитать», – заявил Анатолий Сердюков.
Судя по всему, Минобороны заставило ОСК подписать невыгодный для себя контракт со сниженной ценой заказа, пообещав подумать над корректировкой цены через три года. Исходя из этого, нельзя исключать, что спор из-за денег может возобновиться с новой силой уже после того, как несколько подлодок в рамках контракта будет построено.
По словам Сердюкова, «Министерство обороны как заказчик удовлетворено итогами совещания, которое провел президент РФ, где как раз были расставлены все точки». «Основное условие – что мы должны уложиться в те деньги, которые указаны в государственной программе вооружения, соответственно, в те сроки и, безусловно, в количество», – указал он.
Источник в Объединенной судостроительной корпорации также подтвердил, что в контракте будет прописана та сумма, которая предусмотрена на закупку этих субмарин программой вооружений до 2020 года. «Нас она не совсем удовлетворяет, но мы согласились на предложение Минобороны вернуться к этому вопросу в 2015 году и, если потребуется, внести необходимые коррективы», – сказал собеседник «Интерфакса».
Сердюков отметил, что по первым трем подлодкам «Борей» вопросов нет. «Цена этих пяти подлодок существенно отличается от первых трех, так как это подлодки модифицированные, они совершенно другие и по размерам, и по техническому оснащению. Поэтому их даже сравнивать нельзя», – резюмировал он.
В частности, пять стратегических атомных подлодок класса «Борей» в рамках подписанного контракта будут построены с усиленным ракетно-ядерным вооружением. Предыдущие три подлодки смогут нести только 16 межконтинентальных баллистических ракет «Булава», а следующие пять – по 20 таких ракет.
Напомним, что по линии ОСК важно подписание не только контракта по пяти «Бореям», но и два других контракта – с разработчиками атомных подводных лодок «Рубин» и «Малахит» на проведение опытно-конструкторских работ по этим «Бореям» и модернизированным ударным АПЛ проекта 885М класса «Ясень». Без подписания двух последних контрактов строительство самих подлодок будет невозможно, говорил ранее источник в военно-промышленной комиссии, курирующий военное кораблестроение.
Суть противоборства
О конфликте между Минобороны и ОСК по поводу цен на атомные подлодки «Борей» стало известно в начале мая из неофициальных источников. 27 апреля Анатолий Сердюков подписал с ОСК контракт на строительство пяти подводных ракетоносцев проекта 955А класса «Борей», при этом ОСК свою подпись на данном документе не поставила. Однако Минобороны снизило заявленную Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) цену заказа на целых 29%, сочтя ее необоснованно завышенной. Сердюков пригласил 2 мая руководство ОСК подписать контакт с почти 30-процентным снижением цены, и судостроители отказались, так как новая цена их не устроила.
#{weapon}По неофициальным данным, за контракт на серию из пяти «Бореев» ОСК рассчитывала получить около 130 млрд рублей, то есть порядка 26 млрд рублей за строительство одной атомной подводной лодки. Причем судостроители уверяли, что эта сумма минимальна и едва позволит выйти хоть на какую-то рентабельность. По данным источника в отрасли, снижение цены на 30% нанесет ОСК убыток в десятки миллиардов рублей и приведет к остановке производства на Севмаше и предприятиях-смежниках. Президент ОСК Роман Троценко осенью объяснял, что доля работ корпорации в области заказов от Минобороны составляет 30–35%. При этом общий объем рентабельности корпорации – 6–7%, поэтому если она уступит Минобороны в снижении цены на заказы, то общий процент рентабельности составит минус 24%.
Военные же сочли цену, предложенную судостроителями, завышенной, объясняя это тем, что ОСК закладывает в стоимость конечного изделия не связанные с производством издержки (можно предположить, что речь идет об объектах, находящихся на балансе гигантских судостроительных предприятий: детских садах, ПТУ, котельных и т. д.).
Еще за шесть дней до согласования контракта, 19 мая, источник в оборонно-промышленном комплексе России, осведомленный в положении дел на переговорах сторон, уверял, что шансов заключить в мае три контракта по атомным лодкам класса «Борей» и «Ясень» практически нет. По его словам, основанием для такой оценки является непримиримость позиций сторон по вопросам ценообразования. В апреле – мае было проведено около двух десятков совещаний с участием представителей Минобороны, Минпромторга и ОСК по согласованию цен на продукцию. Однако все совещания оказались бесплодными.
Впрочем, кроме ценовых разногласий, источник также указал на то, что «военное ведомство до сих пор не выполнило поручение» властей «подготовить калькуляционную документацию на основе технического облика проектов и состава цены, сформулированных оборонными предприятиями».
Сложившийся тупик в дискуссии между Минобороны и ОСК «подтверждает необходимость скорейшего создания независимого органа, который будет решать все вопросы размещения гособоронзаказа и осуществлять контроль за его исполнением». «Его главной задачей должно стать решение проблемы ценообразования на самую наукоемкую, технически сложную продукцию для вооруженных сил с самым длительным технологическим циклом изготовления – стратегические и ударные ракетные комплексы и их носители – ракетные и ударные атомные подлодки», – говорил источник в военно-промышленной комиссии, курирующий военное кораблестроение в отрасли. «Нельзя не понимать, что речь идет о военной продукции, имеющей огромное значение для обеспечения обороноспособности страны», – подчеркнул собеседник.
В феврале этого года Владимир Путин предлагал подумать о целесообразности создания единого органа, отвечающего за размещение и контроль исполнения оборонных контрактов. Такой орган, по его мнению, отвечал бы за выполнение государственного оборонного заказа в интересах всех ведомств. В своей программной статье в качестве президента Путин говорил, что видит целесообразность в создании такого органа. Однако конкретных решений в этом направлении сделано пока не было.