Метровагонмаш (который входит в Трансмашхолдинг) начал серийное производство новейших вагонов метро серии 81-760/761. Первым и главным покупателем этих вагонов стал Московский метрополитен. За два года завод должен поставить в столичную подземку 632 новых вагона, то есть 79 составов из восьми вагонов (300 вагонов в 2012 году).
В старых вагонах используется лишь естественная вентиляция, тогда как в новых встроена система кондиционирования
Первые поставки уже начались. 12 апреля в присутствии мэра Москвы Сергея Собянина первый состав вышел на Калининскую линию. Этот состав из восьми вагонов, который прошел весь комплекс необходимых проверок перед началом массового производства, можно назвать экспериментальным. Теперь же каждую неделю Метровагонмаш будет поставлять в столичное метро по одному серийному составу из восьми вагонов, которые заменят старые поезда в рамках обновления парка метрополитена, рассказал газете ВЗГЛЯД представитель Трансмашхолдинга Артем Леденев.
По его словам, на разработку нового вагона ушло порядка четырех лет. Хотя о планах реализовать такой проект в Метровагонмаше заговорили еще в 2005 году. Сколько холдинг затратил на разработку вагонов и организацию производства, не раскрывается. Однако разработки велись исключительно на собственные средства Трансмашхолдинга, уверяет Леденев. Сейчас холдинг обсуждает вопросы поставки новых вагонов и с другими метрополитенами России, добавляет он.
Сумма контракта также не раскрывается, однако ранее эксперты подсчитывали, что речь может идти о миллиардах евро. Новые вагоны находятся на уровне самых современных мировых образцов, при этом их стоимость на 20–30% ниже зарубежных аналогов, отмечают на заводе.
Больше воздуха и меньше шума
Новые вагоны во многом отличаются от традиционных вагонов серии 81-714/717, которые ездят сегодня по рельсам московской подземки (а также в метрополитенах Санкт-Петербурга, Киева, Минска, Баку и других городов бывшего СССР), указывают в Трансмашхолдинге.
Самыми актуальными для пассажиров изменениями станут, конечно, существенное снижение шума как внутри салона, так и снаружи, а также кондиционирование и обеззараживание воздуха в салоне вагона, говорит Леденев.
В старых вагонах используется лишь естественная вентиляция, тогда как в новых встроена система кондиционирования, которая работает в режимах вентиляции, обогрева и охлаждения воздуха. Система кондиционирования позволяет поддерживать заданную температуру. Впервые в российских вагонах метро применяется система обеззараживания воздуха на основе ультрафиолетового излучения, которая, как уверяют на заводе, препятствует распространению вирусных заболеваний.
Шумоизоляция новых вагонов также порадует пассажиров, уверяет Леденев. Во-первых, такие вагоны оснащаются тележками, которые обеспечивают не только более плавный ход, но и снижение шума. Составы будут двигаться по рельсам более плавно и тихо. Во-вторых, на окнах вагонов стоят стеклопакеты вместо обычных одинарных стекол, что также позволяет пропускать в салон меньше шума, а заодно и не пропускать тепло.
При изготовлении кузова использовались современные шумоизолирующие материалы, позволившие существенно снизить уровень шума в пассажирском салоне. Кузова изготовлены из нержавеющей стали, тогда как в старых вагонах они делались из черных металлов.
Внутри
Двери немного шире, имеют индивидуальный привод и систему противозажатия. Преобразятся вагоны и внутри. В салонах появится система видеонаблюдения, которая будет передавать картинку из салона на пульт управления машиниста и в ситуационный центр метрополитена. Вместо традиционных бумажных схем метро пассажиры увидят электронные маршрутные табло с жидкокристаллическими экранами. В вагонах также предусмотрены места для пассажиров с ограниченными возможностями.
Более комфортным стало и «жилище» машиниста, площадь которого стала в два раза больше. Вместо тесной и неэргономичной кабины машинист получил просторную, оснащенную системой микроклимата кабину со специальным креслом и даже шкафом для одежды и инструментов.
Подвижной состав оснащен новой системой управления, безопасности движения и технической диагностики. А новый тяговый асинхронный двигатель с возможностью рекуперации делает поезда с новыми вагонами в полтора раза быстрее. Они могут разгоняться до 80 км/ч всего за 27 секунд, тогда как старые делают это за 40 секунд. Это позволяет сокращать интервалы между поездами, что особенно актуально в часы пик.
Система рекуперации позволяет экономить до 35% электроэнергии, а асинхронный привод требует значительно меньших затрат на обслуживание (до 40%).
Ложка дегтя
Впрочем, радоваться появлению новых вагонов предстоит далеко не всем пассажирам Московского метрополитена. Как говорит газете ВЗГЛЯД Артем Леденев из Трансмашхолдинга, поставленные в этом году 300 новых вагонов (или 38 поездов) обеспечат замену составов только на одной линии – Калининской. Правда, летом прошлого года Собянин говорил, что планируется заменить старые вагоны на новые с кондиционерами также на Кольцевой линии метро. По его словам, власти под завязку загрузили Трансмашхолдинг заказами вагонов метро. «Мы могли бы еще больше вагонов заказать, но они просто не в состоянии столько делать», – говорил столичный мэр.
Согласно озвученному ранее плану московских властей, к 2020 году в столичной подземке должны быть заменены 4500 старых вагонов, не имеющих кондиционеров. С 2012-го по 2016 год власти выделят в общей сложности 410 млрд рублей на программу развития метро в Москве, куда входит не только закупка новых вагонов, но и увеличение протяженности линий с нынешних 300 км еще на 85 км через четыре года.