Экономика

5 марта 2012, 19:10

Названы участки, где построят высокоскоростные магистрали

Фото: ИТАР-ТАСС

Благодаря строительству высокоскоростной трассы Москва – Екатеринбург время пути по этому маршруту сократится в три–четыре раза. Стоимость ее будет гигантской – каждый километр обойдется примерно в миллиард рублей. Кроме того, было указано, между какими еще российскими городами будет устроено высокоскоростное движение по железным дорогам.

Межведомственная рабочая группа по развитию ВСМ (высокоскоростных магистралей) представила правительству в понедельник свои предложения по развитию железнодорожной высокоскоростной магистрали в направлении Урала. Это так называемая ВСМ-2 для движения пассажирских поездов со скоростью до 350–400 км/ч. Пассажиропоток ВСМ-2 может составить 17,5 млн человек в год, посчитали в PwC.

В планах до 2020 года организовать движение пассажирских поездов со скоростью 350–400 км/ч из Нижнего Новгорода через Казань в Екатеринбург

Москва – Екатеринбург

Согласно материалам рабочей группы, которые стали известны «Интерфаксу», в планах до 2020 года организовать движение пассажирских поездов со скоростью 350–400 км/ч из Нижнего Новгорода через Казань в Екатеринбург. Скоростное движение по железной дороге из Москвы в Нижний Новгород уже организовано. На этом маршруте с 30 июля 2010 года курсируют составы «Сапсан» со скоростью до 240 км/ч. К 2030 году проезд из Москвы до Нижнего Новгорода предлагается ускорить до 350–400 км/ч.

Протяженность высокоскоростной магистрали Москва – Екатеринбург составит 1,5 тыс. км. Ее строительство оценивается в 1,5 трлн рублей, то есть примерно по миллиарду рублей за километр. Магистраль свяжет Москву, Владимир, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург. Время в пути от Екатеринбурга до Москвы по такой дороге займет порядка семи–восьми часов вместо нынешних не менее чем 26 часов. Поручение создать этот скоростной маршрут дал премьер-министр Владимир Путин еще в 2011 году. Строительство трассы необходимо к чемпионату мира по футболу, который пройдет в 2018 году. Матчи ЧМ будут проводиться в том числе в Екатеринбурге.

Власти Свердловской области готовы выделить в этом году 200 млн рублей из бюджета на создание конкурсной документации проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Екатеринбург – Москва. В начале января министр по управлению государственным имуществом Свердловской области Виталий Недельский пообещал к марту 2012 года представить федеральным властям анализ трафика и земель, по которым будет проходить дорога в рамках проекта ВСМ-2.

Две столицы

ЧМ по футболу – 2018 пройдет также в Петербурге. Поэтому в материалах рабочей группы предлагается до 2020 года создать ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом. Дочерняя компания РЖД – «Cкоростные магистрали» – должна подготовить проектную документацию для этого проекта до 31 августа 2012 года.

Высокоскоростная магистраль Москва – Петербург должна быть запущена к 2017 году и стать пилотным проектом ВСМ. Поезда будут преодолевать расстояние между столицами за 2 часа 30 минут, развивая максимальную скорость до 400 км/ч. Прогнозируемый объем перевозок составит более 14 млн человек в год.

Стоимость создания магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом оценивается в 696,2 млрд рублей, из них 627,5 млрд рублей – затраты на строительство, 50,6 млрд рублей – на подготовку территории строительства, 18,1 млрд рублей – на проектирование и инженерные изыскания. При этом по итогам проведения тендера стоимость самого строительства планируется снизить примерно до 500 млрд рублей. В настоящее время Минтранс и Минфин с участием Минэкономразвития обсуждают схему финансирования проекта.

Реализовать проект по созданию магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом планируется на принципах контракта жизненного цикла. Участвовать в тендере хотят консорциумы из Германии, Франции, Южной Кореи и Китая.

Скоростное сообщение

Что касается обычного скоростного сообщения, то до 2020 года движение поездов со скоростью до 160–200 км/ч рекомендуется развивать на следующих маршрутах: Москва – Харьков – Адлер, Москва – Минск (до Красного, с продлением на Варшаву и Берлин), Москва – Киев (до Суземки), Москва – Ярославль и Омск – Новосибирск.

В следующие 10 лет (до 2030 года) предлагается ускорить движение пассажирских поездов до 350–400 км/ч из Москвы в Минск с продлением на Варшаву и Берлин, а также из Москвы в Киев и из Казани в Самару.

До 2030 года также предлагается связать скоростными магистралями (со скоростью поездов до 160–200 км/ч) Новосибирск с Красноярском, Барнаулом, Кемерово и Новокузнецком, Екатеринбург – с Челябинском, Москву – с Саратовом, Самару – с Саранском и Пензой, Саратов – с Самарой и Волгоградом, Хабаровск – с Владивостоком.

Ускорение пассажирского сообщения будет способствовать увеличению темпов социально-экономического развития РФ, а также приведет к созданию в стране промышленности, ориентированной на производство соответствующего подвижного состава, отмечает рабочая группа.

Без магистралей возникнут проблемы

#{image=319220}Если пустить высокоскоростные и скоростные поезда по этим маршрутам по существующим железнодорожным линиями, то это грозит транспортными проблемами, отменой пригородных электричек и снятием грузовых составов с существующих линий. Об этом предупреждают правительственные эксперты в докладе «Стратегия-2020».

Поэтому для успешного функционирования системы скоростных поездов в России необходимо строить выделенные высокоскоростные магистрали, где поезда смогут развивать скорость от 250 км/ч и выше. Поезда по старой колее сейчас имеют лимит скорости в 140 км/ч.

В докладе приводятся в пример курсирующие между Москвой, Петербургом и Нижним Новгородом скоростные поезда «Сапсан». Из-за их ввода приходится отменять рейсы пригородных поездов, а грузовые составы вынуждены следовать в объезд, что существенно увеличивает время в пути. Так, запуск только одной пары поездов «Сапсан», которые развивают скорость до 250 км/ч и не имеют выделенной колеи, приводит к снятию шести пар грузовых составов. Согласно данным экспертов, запуск «Сапсанов» между Москвой и Северной столицей (а таких рейсов выполняется семь за сутки) привел практически к прекращению движения грузовых поездов по основному ходу Октябрьской железной дороги. Расстояние грузоперевозок между Москвой и Петербургом выросло с 660 до 1110 км.

Такая же ситуация неизбежна, если скоростные поезда в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Сочи и других городах будут пущены не по отдельной магистрали, а по существующей железнодорожной колее.

Локализация скоростных поездов

Одной из главных задач, которую ставит межведомственная рабочая группа, является необходимость локализовать в России производство поездов для высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург и, скорее всего, для других маршрутов тоже.

Ранее старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович говорил, что для ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом потребуется приобрести около 30 составов. В числе составов, наиболее приемлемых для российских высокоскоростных магистралей, ранее назывались Siemens Velaro, Alstom AGV и Bombardier Zefiro.

На данный момент РЖД закупает «Сапсаны» – адаптированные для России составы на платформе поездов Velaro – у немецкой компании Siemens. Тему локализации таких поездов еще в 2010 году поднимал премьер-министр Владимир Путин. Летом прошлого года президент Siemens в РФ и СНГ Дитрих Меллер говорил, что Siemens мог бы выпускать «Сапсаны» в России, но только при условии «политической поддержки». Собирать «Сапсаны» можно было бы на совместном предприятии российской группы «Синара» и немецкой компании, где сейчас собираются немецкие поезда Desiro, говорили в «Синаре».

Российский партнер Alstom – Трансмашхолдинг – отмечал прошлой весной, что заказа на 30 поездов недостаточно для организации массового производства поездов AGV в России.

Дитрих Меллер из Siemens говорил, что концерн готов на 80% локализовать производство «Сапсанов» в России при минимальном заказе от 60 поездов или на 30% – при заказе порядка 20 поездов.

Впрочем, надо понимать, что скоростные поезда нужны будут не только для запуска по магистрали между двумя столицами, но и по магистрали Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург и другим. 

Что касается компании Bombardier, то она о планах локализации производства поездов для ВСМ в России не заявляла.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Благодатный огонь сошел в Иерусалиме
Темы дня

В западном саммите по Украине немало полезного для России

Так называемая мирная конференция по Украине в Швейцарии изначально задумывалась как политический удар по России. Но ситуация на фронте расставила все по местам: саммит, на котором представитель Москвы присутствовать не будет, в итоге принесет пользу именно России.

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

ВСУ начали в панике покидать поселок Архангельское под Авдеевкой

Боррель назвал условие капитуляции Украины

На Украине объяснили исчезновение главы Минобороны Умерова

Новости

У Boeing возникли проблемы из-за ухода западных компаний из России

В числе компаний, которые прекратили работу в России, оказалась RTX, производящая терморегулирующее оборудование для Boeing 787 Dreamliner, из-за этого у Boeing возникли трудности, сообщают СМИ.

В Британии назвали причину молниеносного продвижения российских войск

Вооруженные силы России молниеносно наступают, российские войска невозможно остановить, потому что у Украины не осталось профессиональных военных, заявил британский эксперт Александр Меркурис в эфире YouTube-канала Duran.

В Аргентине опровергли обвинения испанского министра в адрес Милея

Канцелярия президента Аргентины выступила с резким осуждением слов министра транспорта Испании Оскара Пуэнте, заявившего о том, что лидер оппозиции Хавьер Милей якобы находится под воздействием «неких веществ».

ВСУ лишились возможности подвозить боеприпасы в Часов Яр

ВСУ в Часовом Яре лишились возможности свободно подвозить резервные силы и боекомплекты, так как дорога находится под огневым контролем ВС России.

Тушение пожара на заводе Diehl в Берлине пришлось прервать

Поскольку возникла угроза того, что в стоки попадет загрязненная химикатами вода, пришлось прервать тушение пожара на заводе Diehl в Берлине, сообщил представитель пожарной службы Адриан Венцель.

Посол Антонов ответил на заявления Госдепа о кибератаках ГРУ на страны Европы

Посол России в США Анатолий Антонов прокомментировал утверждения Госдепа о том, что российское ГРУ якобы причастно к кибератакам против стран Европы.

Автомобили замглавы Минобороны Иванова переписали на бывшую супругу

Два автомобиля арестованного по делу о взятках замглавы Минобороны Тимура Иванова перешли его экс-супруге Светлане Ивановой в феврале прошлого года, следует из открытых данных.

В МИД заявили о серьезной подготовке НАТО к конфликту с Россией

Учения НАТО Steadfast Defender 2024 демонстрируют серьезную подготовку альянса к возможному противостоянию с Россией, заявила спикер МИД Мария Захарова.

В Германии оскорбились смехом Шольца после отказа дать Киеву Taurus

Смех канцлера Германии Олафа Шольца после отказа передать Киеву дальнобойные ракеты Taurus оскорбляет жителей Украины, выразил мнение на канале N-TV генсекретарь оппозиционной немецкой партии Христианско-демократический союз Германии (ХДС) Карстен Линнеманн.

В Германии нашли могилу воевавшего на Украине командира отряда наемников

На кладбище в Германии обнаружена могила немецкого наемника Штефана Роланда Пури, который командовал подразделением в «иностранном легионе» ВСУ.

Цыгане Закарпатья заблокировали военкомат из-за мобилизации односельчанина

В Закарпатской области произошел конфликт между сотрудниками территориального центра комплектования (военкомата) и местными цыганами.

Захарова назвала слова Борреля о конфликте на Украине «формулой мира»

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала заявление главы дипломатической службы Евросоюза Жозепа Борреля о том, что без поставок Западом оружия конфликт на Украине завершится «за две недели».
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?