Межведомственная рабочая группа по развитию ВСМ (высокоскоростных магистралей) представила правительству в понедельник свои предложения по развитию железнодорожной высокоскоростной магистрали в направлении Урала. Это так называемая ВСМ-2 для движения пассажирских поездов со скоростью до 350–400 км/ч. Пассажиропоток ВСМ-2 может составить 17,5 млн человек в год, посчитали в PwC.
В планах до 2020 года организовать движение пассажирских поездов со скоростью 350–400 км/ч из Нижнего Новгорода через Казань в Екатеринбург
Москва – Екатеринбург
Согласно материалам рабочей группы, которые стали известны «Интерфаксу», в планах до 2020 года организовать движение пассажирских поездов со скоростью 350–400 км/ч из Нижнего Новгорода через Казань в Екатеринбург. Скоростное движение по железной дороге из Москвы в Нижний Новгород уже организовано. На этом маршруте с 30 июля 2010 года курсируют составы «Сапсан» со скоростью до 240 км/ч. К 2030 году проезд из Москвы до Нижнего Новгорода предлагается ускорить до 350–400 км/ч.
Протяженность высокоскоростной магистрали Москва – Екатеринбург составит 1,5 тыс. км. Ее строительство оценивается в 1,5 трлн рублей, то есть примерно по миллиарду рублей за километр. Магистраль свяжет Москву, Владимир, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург. Время в пути от Екатеринбурга до Москвы по такой дороге займет порядка семи–восьми часов вместо нынешних не менее чем 26 часов. Поручение создать этот скоростной маршрут дал премьер-министр Владимир Путин еще в 2011 году. Строительство трассы необходимо к чемпионату мира по футболу, который пройдет в 2018 году. Матчи ЧМ будут проводиться в том числе в Екатеринбурге.
Власти Свердловской области готовы выделить в этом году 200 млн рублей из бюджета на создание конкурсной документации проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Екатеринбург – Москва. В начале января министр по управлению государственным имуществом Свердловской области Виталий Недельский пообещал к марту 2012 года представить федеральным властям анализ трафика и земель, по которым будет проходить дорога в рамках проекта ВСМ-2.
Две столицы
ЧМ по футболу – 2018 пройдет также в Петербурге. Поэтому в материалах рабочей группы предлагается до 2020 года создать ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом. Дочерняя компания РЖД – «Cкоростные магистрали» – должна подготовить проектную документацию для этого проекта до 31 августа 2012 года.
Высокоскоростная магистраль Москва – Петербург должна быть запущена к 2017 году и стать пилотным проектом ВСМ. Поезда будут преодолевать расстояние между столицами за 2 часа 30 минут, развивая максимальную скорость до 400 км/ч. Прогнозируемый объем перевозок составит более 14 млн человек в год.
Стоимость создания магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом оценивается в 696,2 млрд рублей, из них 627,5 млрд рублей – затраты на строительство, 50,6 млрд рублей – на подготовку территории строительства, 18,1 млрд рублей – на проектирование и инженерные изыскания. При этом по итогам проведения тендера стоимость самого строительства планируется снизить примерно до 500 млрд рублей. В настоящее время Минтранс и Минфин с участием Минэкономразвития обсуждают схему финансирования проекта.
Реализовать проект по созданию магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом планируется на принципах контракта жизненного цикла. Участвовать в тендере хотят консорциумы из Германии, Франции, Южной Кореи и Китая.
Скоростное сообщение
Что касается обычного скоростного сообщения, то до 2020 года движение поездов со скоростью до 160–200 км/ч рекомендуется развивать на следующих маршрутах: Москва – Харьков – Адлер, Москва – Минск (до Красного, с продлением на Варшаву и Берлин), Москва – Киев (до Суземки), Москва – Ярославль и Омск – Новосибирск.
В следующие 10 лет (до 2030 года) предлагается ускорить движение пассажирских поездов до 350–400 км/ч из Москвы в Минск с продлением на Варшаву и Берлин, а также из Москвы в Киев и из Казани в Самару.
До 2030 года также предлагается связать скоростными магистралями (со скоростью поездов до 160–200 км/ч) Новосибирск с Красноярском, Барнаулом, Кемерово и Новокузнецком, Екатеринбург – с Челябинском, Москву – с Саратовом, Самару – с Саранском и Пензой, Саратов – с Самарой и Волгоградом, Хабаровск – с Владивостоком.
Ускорение пассажирского сообщения будет способствовать увеличению темпов социально-экономического развития РФ, а также приведет к созданию в стране промышленности, ориентированной на производство соответствующего подвижного состава, отмечает рабочая группа.
Без магистралей возникнут проблемы
#{image=319220}Если пустить высокоскоростные и скоростные поезда по этим маршрутам по существующим железнодорожным линиями, то это грозит транспортными проблемами, отменой пригородных электричек и снятием грузовых составов с существующих линий. Об этом предупреждают правительственные эксперты в докладе «Стратегия-2020».
Поэтому для успешного функционирования системы скоростных поездов в России необходимо строить выделенные высокоскоростные магистрали, где поезда смогут развивать скорость от 250 км/ч и выше. Поезда по старой колее сейчас имеют лимит скорости в 140 км/ч.
В докладе приводятся в пример курсирующие между Москвой, Петербургом и Нижним Новгородом скоростные поезда «Сапсан». Из-за их ввода приходится отменять рейсы пригородных поездов, а грузовые составы вынуждены следовать в объезд, что существенно увеличивает время в пути. Так, запуск только одной пары поездов «Сапсан», которые развивают скорость до 250 км/ч и не имеют выделенной колеи, приводит к снятию шести пар грузовых составов. Согласно данным экспертов, запуск «Сапсанов» между Москвой и Северной столицей (а таких рейсов выполняется семь за сутки) привел практически к прекращению движения грузовых поездов по основному ходу Октябрьской железной дороги. Расстояние грузоперевозок между Москвой и Петербургом выросло с 660 до 1110 км.
Такая же ситуация неизбежна, если скоростные поезда в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Сочи и других городах будут пущены не по отдельной магистрали, а по существующей железнодорожной колее.
Локализация скоростных поездов
Одной из главных задач, которую ставит межведомственная рабочая группа, является необходимость локализовать в России производство поездов для высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург и, скорее всего, для других маршрутов тоже.
Ранее старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович говорил, что для ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом потребуется приобрести около 30 составов. В числе составов, наиболее приемлемых для российских высокоскоростных магистралей, ранее назывались Siemens Velaro, Alstom AGV и Bombardier Zefiro.
На данный момент РЖД закупает «Сапсаны» – адаптированные для России составы на платформе поездов Velaro – у немецкой компании Siemens. Тему локализации таких поездов еще в 2010 году поднимал премьер-министр Владимир Путин. Летом прошлого года президент Siemens в РФ и СНГ Дитрих Меллер говорил, что Siemens мог бы выпускать «Сапсаны» в России, но только при условии «политической поддержки». Собирать «Сапсаны» можно было бы на совместном предприятии российской группы «Синара» и немецкой компании, где сейчас собираются немецкие поезда Desiro, говорили в «Синаре».
Российский партнер Alstom – Трансмашхолдинг – отмечал прошлой весной, что заказа на 30 поездов недостаточно для организации массового производства поездов AGV в России.
Дитрих Меллер из Siemens говорил, что концерн готов на 80% локализовать производство «Сапсанов» в России при минимальном заказе от 60 поездов или на 30% – при заказе порядка 20 поездов.
Впрочем, надо понимать, что скоростные поезда нужны будут не только для запуска по магистрали между двумя столицами, но и по магистрали Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург и другим.
Что касается компании Bombardier, то она о планах локализации производства поездов для ВСМ в России не заявляла.