Гонконг признан лучшим местом для ведения бизнеса спустя 15 лет после того, как Китай подарил ему суверенитет, следует из составленного Bloomberg рейтинга. Достаточно сказать, что в Гонконге обосновались такие гиганты, как General Electric и HSBC, а ставка корпоративного налога там составляет всего 16,5% по сравнению с 35% в США.
В Гонконге действуют конкурентные налоговые ставки, поэтому вполне естественно, что компании выбирают его для открытия азиатских штаб-квартир
«Гонконг является воротами в Китай, в городе действуют конкурентные налоговые ставки, поэтому вполне естественно, что компании выбирают его для открытия азиатских штаб-квартир, – говорит Bloomberg начальник отдела исследований экономики Азии в Nomura Holdings Томо Киношита. – Для компаний, которые хотят быть ближе к Китаю и остальной части Азии, есть смысл сделать Гонконг своей базой».
Когда General Electric искала, где за пределами США открыть штаб-квартиру для оперативной группы, компания выбрала Гонконг из-за его близости к важным развивающимся рынкам, его уровня качества жизни и инфраструктуры, говорит вице-президент по развитию бизнеса компании Мишель Джонс. «Гонконг является одним из лучших мест с точки зрения транспорта и логистики», – говорит Джонс.
Однако в городе по-прежнему имеются проблемы. В Гонконге отмечается крупнейший в Азии разрыв в оплате труда, там освоено и развито менее 25% территории, что взвинчивает цены на недвижимость и вызывает недовольство среди низкооплачиваемых местных жителей.
Эксперты Bloomberg составили рейтинг на основе анализа 160 стран по шкале от 0 до 100 по шести критериям: степень экономической интеграции, учитывающая членство во ВТО, уровень тарифов и зависимость от глобального рынка (вес – 10%), издержки на создание бизнеса (20%), стоимость рабочей силы и сырья (20%), стоимость транспортировки продукции (20%), скрытые расходы, связанные с уровнем коррупции, защищенностью прав собственности, инфляцией и налогами (20%), состояние местного потребительского рынка, в т. ч. размер среднего класса и уровень ВВП на душу населения (10%). Использовались собственные расчеты Bloomberg, а также данные международных организаций.
Гонконг набрал 49%, затмив Нидерланды (48,3%) и США (46,9%). На четвертом и пятом местах Великобритания и Австралия.
Второе место в рейтинге Нидерландам досталось за привлекательность экономики и расположения страны, где находятся пять крупных портов, дающих легкий доступ к материковой Европе, указывают авторы рейтинга. В Голландии базируются такие компании, как крупнейший производитель лампочек Royal Philips Electronics NV и ASML NV, занимающая 80% мирового рынка оборудования для изготовления микросхем.
США, крупнейшая экономика мира, заняли лишь третье место в рейтинге из-за высоких налогов. Однако ситуация может скоро измениться. Администрация президента Барака Обамы опубликовала 22 февраля проект изменений правил корпоративного регулирования, по которым предполагается, в частности, снизить ставку корпоративного налога с 35% до 28%, а также предоставить налоговые льготы для ряда предприятий.
Из топ-50 самые низкие издержки на создание бизнеса, продвижение товаров и минимальные скрытые затраты отмечаются в Германии. Наиболее привлекательным внутренним рынком, готовностью потребителей к совершению покупок могут похвастаться ОАЭ. А самая низкая стоимость рабочей силы, материалов и сырья – в Черногории и Голландии.
Если смотреть по регионам, то в Латинской Америке лучшим местом для ведения бизнеса признана Республика Чили, на Ближнем Востоке и Африке – ОАЭ. Среди развивающихся стран Европы наивысшую оценку получила Польша.
Развивающиеся страны: Бразилия, Индия и Россия – также попали в топ-50 рейтинга Bloomberg, однако заняли самые нижние строчки. Россия оказалась третьей от конца. Она набрала 36,1%, тогда как Бразилия и Индия – чуть меньше (35,9% и 35,5% соответственно).
Следует сказать, что агентство Bloomberg относительно недавно стало активно составлять различные рейтинги, пытаясь потеснить журнал Forbes. Однако более авторитетным рейтингом делового климата пока остается ежегодный доклад Всемирного банка и Международной финансовой корпорации Doing Business. Согласно нему, в 2011 году самой благоприятной страной для ведения бизнеса признан Сингапур. В первую пятерку лидеров также вошли Гонконг, Новая Зеландия, США и Дания. Самыми последними в рейтинге оказались Республика Конго (181-е место), ЦАР (182-е) и Чад (183-е).
Россия заняла в этом рейтинге 120-е место, поднявшись за год на четыре строчки. Россия вместе с Китаем и Индией вошла в число 30 стран, сильнее остальных улучшивших свои позиции, отмечали составители рейтинга. Они объяснили повышение рейтинга России четырьмя факторами. Среди них – упрощение условий международной торговли, введение электронного документооборота в различных сферах бизнеса и упрощение процедуры регистрации собственности на земельные участки. На рейтинг России благоприятно повлияло также и то, что страна сделала доступ к электроэнергии менее затратным за счет пересмотра тарифов на подключение.
Повышение позиции России в этом рейтинге подтверждает, что власти в своей работе по улучшению инвестклимата движутся в правильном направлении, заявил тогда замминистра экономического развития РФ Станислав Воскресенский, пообещав, что в этом году Россия поднимается в рейтинге еще выше.
Владимир Путин, избранный в марте президентом, назвал 120-е место России по состоянию инвестклимата «позорным» и в ходе предвыборной кампании пообещал, что Россия в ближайшее время поднимется в этом рейтинге до 100-й позиции.
В своей статье «О наших экономических задачах» Владимир Путин говорил, что привлекательность страны для долгосрочного инвестирования снижает системная коррупция в России. «Главная проблема – недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства, от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. Если называть вещи своими именами, речь идет о системной коррупции», – подчеркнул Путин.
По его словам, необходимо изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России, демонтировать обвинительную «связку» правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов, исключить из уголовного законодательства все «рудименты советского правосознания», которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников.