Экономика

1 марта 2012, 22:20

ВЭБ готов инвестировать в новый лайнер

Фото: кадр Первого телеканала

Государство, похоже, не только осознало значимость региональной авиации, но и готово сделать первые шаги по его поддержке. Финансовая госкорпорация ВЭБ изъявила готовность инвестировать в создание нового регионального самолета. Эксперты говорят, что одного только нового самолета для региональных авиаперевозок явно недостаточно.

В последние годы все чаще стала обсуждаться проблема региональной авиации, что во многом объясняется исчезновением региональных самолетов Ан-24, которые доживают свой срок эксплуатации. По данным Минтранса, российские авиакомпании эксплуатируют лишь 99 воздушных судов такого типа. Причем после 1 января 2012 эксплуатация этих лайнеров возможна только в случае их дооборудования системами предупреждения столкновения в воздухе. По данным Росавиации, такими системами пока оборудовано незначительное количество самолетов.

Альтернативы Ан-24 пока нет

Сейчас последние Ан-24 доживают свой срок эксплуатации. Замены им нет. Отечественный авиапром пока не может ничего предложить

Соответственно, можно сказать, что региональная авиация в России фактически парализована, поскольку альтернативы Ан-24 пока не придумали, это признают сами пилоты.

Так, глава петербургской авиакомпании «Спарк+» заслуженный пилот России Вадим Базыкин сообщил о том, что российские авиакомпании вынуждены закупать самолеты для региональных полетов за рубежом. «Лучше покупать свое, но я, к сожалению, не знаю отечественной замены Ан-24», – сказал пилот, пояснив, что новый российский самолет Sukhoi Superjet 100 не может садиться на грунт.

«Самолет Ан-24 – это «золотой» самолет, он вообще может взлетать с грунтовых аэродромов. Вообще наша малая авиация была предметом гордости в СССР. Аналогичного самолета нет ни в России, ни в мире. Сейчас последние Ан-24 доживают свой срок эксплуатации. Замены им нет. Отечественный авиапром пока не может ничего предложить», –  комментирует газете ВЗГЛЯД президент фонда «Партнер гражданской авиации» заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

В свою очередь отсутствие самолетов больно бьет по регионам, которые имеют труднодоступные районы, что делает региональную авиацию социальной проблемой, имеющей национальные масштабы.  

Есть готовность решить проблему

Всерьез этой проблемой озаботился ВЭБ, который выразил готовность инвестировать в создание нового регионального самолета. Этот проект будет реализовываться совместно с «Объединенной авиастроительной корпорацией» (ОАК).

«Мы видим принципиальную необходимость участвовать. Вряд ли появится частный инвестор, который все решит сам», – заявил заместитель председателя банка и руководитель департамента промышленности ВЭБа Андрей Сапелин, цитирует «Интерфакс».

Речь идет об организации регулярных региональных рейсов между труднодоступными районами и крупными городами. Предполагается, что самолет должен иметь вместимость до 50 человек.

«В каждом районном аэропорту должен приземляться регулярный самолет», – сказал он.

О возможности участия ВЭБа в проекте по региональному самолету говорил в прошлом году глава банка Владимир Дмитриев.

«К сожалению, у нас ничего нового не производилось и не производится давно. Sukhoi Superjet 100 – блестящая машина, потрясающий проект. Среднемагистральный МС-21 – и все. У нас нет ближней региональной авиации. Давайте поставим перед собой задачу – вместе с нашими зарубежными партнерами, в том числе итальянскими, реализуем программу создания в России совместного регионального самолета», – говорил в сентябре прошлого года Дмитриев, цитирует РИА «Новости».

Глава ВЭБа приводил в качестве примера успешного сотрудничества итальянско-французский проект ATR.

Партнером в таком проекте может выступать Европейский аэрокосмический оборонный концерн, в котором ВЭБу принадлежит 5% акций. «Это могут быть бразильцы и канадцы. Но нам, безусловно, нужно двигаться в этом направлении, искать иностранных партнеров. Для меня очевидно, что это может стать EADS», – сказал Дмитриев.

Заинтересованность ВЭБа объясняется рядом факторов. 

Главным направлением деятельности ВЭБа является финансирование крупных инвестиционных проектов. По статусу ВЭБ является госкорпорацией и не имеет банковской лицензии. Внешэкономбанк не только управляет финансовыми активами России, в том числе госдолгом страны, но и выступает как агент правительства, инвестируя в социально-значимые проекты и предоставляя государственные гарантии. Так как проблема развития региональной авиации лежит в государственной плоскости, то ответственность за финансовое обеспечение этой программы лежит на ВЭБе.

Среди прочих крупных проектов банк инвестирует в проекты строительства доступного жилья, в инфраструктурные проекты в городах-миллионниках. Не без его участия ведется строительство ряда проектов в рамках Олимпиады в Сочи. Что касается авиаотрасли, то ВЭБ инвестировал более 3 млрд рублей в самолет Sukhoi SuperJet 100. Также банк предоставляет авиакомпаниями кредиты на покупку Sukhoi SuperJet 100. Кроме того, банк инвестирует в проекты Роскосмоса.

Как сообщили газете ВЗГЛЯД в ОАК, пока речь не идет о создании какого-то конкретного самолета, а на данном этапе ведется анализ проблемы региональной авиации. «В настоящее время ОАК совместно с ВЭБом проводит изучение российского рынка местной региональной авиации, анализ имеющейся и потребной инфраструктуры, а также условий, необходимых для привлечения пассажиров и обеспечения рентабельности перевозок», – прокомментировали в ОАК. 

Региональные авиакомпании не смогут купить лайнер

Срок окупаемости регионального самолета — не меньше 15 лет. Назовите мне хоть одну региональную авиакомпанию, которой банк или лизинговая компания даст деньги на 15 лет

Однако только созданием самолета и запуском его в серию решить проблему региональной авиации не удастся. Дело в том, что региональные авиакомпании не смогут потянуть покупку нового самолета. Эту проблему обозначил директор ООО «Аэропорт Томск» Евгений Янкилевич, который высказал мнение, что в госпрограмме должны быть четко прописаны механизмы финансовой поддержки региональных авиакомпаний.

«Срок окупаемости регионального самолета – не меньше 15 лет. Назовите мне хоть одну региональную авиакомпанию, которой банк или лизинговая компания даст деньги на 15 лет? Это нонсенс. Поэтому должна быть понятная программа если не реанимирования авиапрома, то понятных взаимоотношений федеральной и региональной власти, региональной власти, финансовых институтов и авиакомпаний. Это единственный шанс для перевооружения», – сказал Янкилевич.

Он отметил, что из томского аэропорта львиная доля региональных рейсов – до 85% – сейчас выполняется на самолетах Ан-24 и Ан-26, в то время как четыре года назад на самолеты отечественного производства приходилось 100% перевозок. При этом если в «золотые» 1992–1993 годы, когда летали только отечественные самолеты, томский аэропорт ежегодно обслуживал до 1,2 млн пассажиров, то в 2010 году – около 340 тыс.

В свою очередь замначальника департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области Виктор Шишкин заявил, что региональные бюджеты не в состоянии оказывать поддержку авиакомпаниям.

«Региональную и малую авиацию без государства не поднимешь. Как бы ни ориентировались на региональные бюджеты, ситуацию мы не поменяем... У нас региональный бюджет – около 40 млрд  рублей, а 70% налогов идет в центр. На региональные перевозки и технику нет возможности выделить деньги. Есть программы, концепции, но без денег ничего не решается. Если не будет госпрограммы по региональным перевозкам, нам эту проблему с места не сдвинуть», – сказал Шишкин.

В России исчезают аэродромы

Однако проблематика лежит не только в технологической плоскости. Дело в том, что в России ограниченное количество аэродромов, которые повально закрывались в последние годы из-за экономической неэффективности.

«В СССР все небольшие населенные пункты имели свои маленькие аэродромы. Люди могли вылететь в любую точку страны. Было 1300 аэропортов, а сейчас стало всего 300. Причем аэродромы ликвидировали там, где самолет – единственный вид транспорта. Это страшно тем, что с последней лампочкой аэродрома гаснет последняя лампочка этого населенного пункта. По статистике, около 3 млн людей утекло из тех районов. Это оголение целых регионов. Вопрос стоит ребром, причем не в экономике, а в национальной безопасности», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД президент фонда «Партнер гражданской авиации» заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

Таким образом, решить проблему лишь созданием новых самолетов вряд ли удастся. И в ОАК это осознают.

«Решение вопроса развития местных перевозок связано не только с наличием конкурентоспособного самолета, но и с комплексным решением социальных и инфраструктурных вопросов, связанных с возможностью обеспечения перевозок и повышением мобильности населения, что требует совместных усилий промышленности, финансовых институтов и государства», – отметили в ОАК.

Как сообщил газете ВЗГЛЯД представитель ОАК Максим Сысоев, сейчас обсуждается вопрос о создании межведомственной рабочей группы  по решению проблемы региональной авиации. «Это комплексная проблема, которая должна решаться с Минпромом, Минэкономики, Минздравом и Минтрансом. ОАК и ВЭБ отвечают за технологическую и финансовую сторону вопроса», – прокомментировал Максим Сысоев.

Вместе с тем обратимся к опыту Аляски – это самый труднодоступный штат США и самый продвинутый в плане малой авиации регион. Обеспеченность населения Аляски самолетами составляет один самолет на 70 жителей, в России этот показатель составляет один самолет на 20 тыс. граждан. Кроме того, на  Аляске вообще нет проблемы с обеспеченностью аэродромными площадками. Любой гражданин может заявить о необходимости строительства аэродрома муниципалитету, который, в свою очередь, обязан  построить авиаплощадку за государственный счет. Но должно быть одно условие – отсутствие аэродрома в радиусе 300 км.  

Владельцы так называемых публичных аэродромов освобождаются от налогов на землю, сборы за взлет-посадку, как правило, отсутствуют. Также государство выделяет средства на поддержку инфраструктуры аэродрома и закупку необходимого оборудования.

Текст: Полина Спелова

Вам может быть интересно

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»
Темы дня

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Как рушатся четыре столпа глобального западного господства

«Закончились пятьсот лет доминирования западной цивилизации», говорит премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. И хотя пророчества об упадке Запада звучат уже довольно давно, пожалуй, только текущие глобальные геополитические обстоятельства подтверждают их по-настоящему. Могущество Запада столетиями основывалось на четырех столпах – и все они сейчас разрушаются. О чем идет речь?

Путин: Россия нанесла удар ракетой «Орешник» по объекту в Днепропетровске

В Британии усомнились в способности армии страны отразить ядерный удар России

В детсадах Владивостока запретили на Новый год костюмы иностранных супергероев

Новости

На дом Блиновской за 750 млн рублей нашелся покупатель

Блогер Елена Блиновская подписала предварительный договор продажи своего коттеджа в «Миллениум Парке», который оценивается в 750 млн рублей, а площадь составляет 1700 кв. метров, сообщает Telegram-канал SHOT.

Персонал Hennessy устроил забастовку против поставок коньяка в Китай в бочках

Работники Hennessy во Франции начали забастовку в ответ на введение Китаем 35% пошлин на бренди из ЕС, протестуя против планов компании по экспорту коньяка в бочках.

Вучич рекомендовал Западу прислушаться к словам Путина об ответе на удары по России

Удары по России останутся без ответа только по мнению «ненормальных» людей, заявил президент Сербии Александр Вучич.

Путин выступил с обращением об ударах западными ракетами и ответе России

Президент России Владимир Путин выступил с обращением к личному составу ВС России и россиянам, чтобы проинформировать о последних событиях в зоне спецоперации. Газета ВЗГЛЯД приводит полный текст обращения главы государства.

Путин: Конфликт на Украине приобрел элементы глобального характера

Президент России Владимир Путин заявил, что удары западными ракетами по российской территории придали конфликту на Украине глобальный характер.

Политолог назвал «предупредительным» испытание «Орешника» на Украине

Комментируя запуск российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине в ответ на использование западных дальнобойных ракет для ударов вглубь территории России, политолог Федор Лукьянов заявил, что «игра» между Россией и Западом перешла в эндшпиль.

США заявили, что знали о готовящемся запуске Россией ракеты по Украине

США знали о запуске Россией баллистической ракеты средней дальности против Украины, Вашингтон провел консультации с Украиной и союзниками, заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.

В команде Трампа прокомментировали обращение Путина

Избранный президент США Дональд Трамп планирует восстановить мир во всем мире, делая акцент на американскую силу, заявила пресс-секретарь избирательного штаба Трампа Кэролайн Ливитт.

МВД отменило требование предъявлять ОСАГО при регистрации автомобилей

Министерство внутренних дел внесло изменения в регламент регистрации транспортных средств, исключив требование предъявлять ОСАГО, новые правила вступят в силу 1 марта 2025 года.

Швейцария выразила готовность арестовать Нетаньяху по ордеру МУС

Министерство юстиции Швейцарии заявило, что в случае приезда премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на территорию страны, он будет арестован по ордеру Международного уголовного суда (МУС).

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник» по Днепропетровску

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев прокомментировал испытание новой ракеты средней дальности «Орешник» в боевых условиях.

Европейские лидеры договорились посетить парад Победы в Москве

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо и президент Сербии Александр Вучич планируют посетить парад Победы в Москве в 2025 году, чтобы подчеркнуть значение борьбы с фашизмом.
Мнения

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?