Экономика

1 марта 2012, 22:20

ВЭБ готов инвестировать в новый лайнер

Фото: кадр Первого телеканала

Государство, похоже, не только осознало значимость региональной авиации, но и готово сделать первые шаги по его поддержке. Финансовая госкорпорация ВЭБ изъявила готовность инвестировать в создание нового регионального самолета. Эксперты говорят, что одного только нового самолета для региональных авиаперевозок явно недостаточно.

В последние годы все чаще стала обсуждаться проблема региональной авиации, что во многом объясняется исчезновением региональных самолетов Ан-24, которые доживают свой срок эксплуатации. По данным Минтранса, российские авиакомпании эксплуатируют лишь 99 воздушных судов такого типа. Причем после 1 января 2012 эксплуатация этих лайнеров возможна только в случае их дооборудования системами предупреждения столкновения в воздухе. По данным Росавиации, такими системами пока оборудовано незначительное количество самолетов.

Альтернативы Ан-24 пока нет

Сейчас последние Ан-24 доживают свой срок эксплуатации. Замены им нет. Отечественный авиапром пока не может ничего предложить

Соответственно, можно сказать, что региональная авиация в России фактически парализована, поскольку альтернативы Ан-24 пока не придумали, это признают сами пилоты.

Так, глава петербургской авиакомпании «Спарк+» заслуженный пилот России Вадим Базыкин сообщил о том, что российские авиакомпании вынуждены закупать самолеты для региональных полетов за рубежом. «Лучше покупать свое, но я, к сожалению, не знаю отечественной замены Ан-24», – сказал пилот, пояснив, что новый российский самолет Sukhoi Superjet 100 не может садиться на грунт.

«Самолет Ан-24 – это «золотой» самолет, он вообще может взлетать с грунтовых аэродромов. Вообще наша малая авиация была предметом гордости в СССР. Аналогичного самолета нет ни в России, ни в мире. Сейчас последние Ан-24 доживают свой срок эксплуатации. Замены им нет. Отечественный авиапром пока не может ничего предложить», –  комментирует газете ВЗГЛЯД президент фонда «Партнер гражданской авиации» заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

В свою очередь отсутствие самолетов больно бьет по регионам, которые имеют труднодоступные районы, что делает региональную авиацию социальной проблемой, имеющей национальные масштабы.  

Есть готовность решить проблему

Всерьез этой проблемой озаботился ВЭБ, который выразил готовность инвестировать в создание нового регионального самолета. Этот проект будет реализовываться совместно с «Объединенной авиастроительной корпорацией» (ОАК).

«Мы видим принципиальную необходимость участвовать. Вряд ли появится частный инвестор, который все решит сам», – заявил заместитель председателя банка и руководитель департамента промышленности ВЭБа Андрей Сапелин, цитирует «Интерфакс».

Речь идет об организации регулярных региональных рейсов между труднодоступными районами и крупными городами. Предполагается, что самолет должен иметь вместимость до 50 человек.

«В каждом районном аэропорту должен приземляться регулярный самолет», – сказал он.

О возможности участия ВЭБа в проекте по региональному самолету говорил в прошлом году глава банка Владимир Дмитриев.

«К сожалению, у нас ничего нового не производилось и не производится давно. Sukhoi Superjet 100 – блестящая машина, потрясающий проект. Среднемагистральный МС-21 – и все. У нас нет ближней региональной авиации. Давайте поставим перед собой задачу – вместе с нашими зарубежными партнерами, в том числе итальянскими, реализуем программу создания в России совместного регионального самолета», – говорил в сентябре прошлого года Дмитриев, цитирует РИА «Новости».

Глава ВЭБа приводил в качестве примера успешного сотрудничества итальянско-французский проект ATR.

Партнером в таком проекте может выступать Европейский аэрокосмический оборонный концерн, в котором ВЭБу принадлежит 5% акций. «Это могут быть бразильцы и канадцы. Но нам, безусловно, нужно двигаться в этом направлении, искать иностранных партнеров. Для меня очевидно, что это может стать EADS», – сказал Дмитриев.

Заинтересованность ВЭБа объясняется рядом факторов. 

Главным направлением деятельности ВЭБа является финансирование крупных инвестиционных проектов. По статусу ВЭБ является госкорпорацией и не имеет банковской лицензии. Внешэкономбанк не только управляет финансовыми активами России, в том числе госдолгом страны, но и выступает как агент правительства, инвестируя в социально-значимые проекты и предоставляя государственные гарантии. Так как проблема развития региональной авиации лежит в государственной плоскости, то ответственность за финансовое обеспечение этой программы лежит на ВЭБе.

Среди прочих крупных проектов банк инвестирует в проекты строительства доступного жилья, в инфраструктурные проекты в городах-миллионниках. Не без его участия ведется строительство ряда проектов в рамках Олимпиады в Сочи. Что касается авиаотрасли, то ВЭБ инвестировал более 3 млрд рублей в самолет Sukhoi SuperJet 100. Также банк предоставляет авиакомпаниями кредиты на покупку Sukhoi SuperJet 100. Кроме того, банк инвестирует в проекты Роскосмоса.

Как сообщили газете ВЗГЛЯД в ОАК, пока речь не идет о создании какого-то конкретного самолета, а на данном этапе ведется анализ проблемы региональной авиации. «В настоящее время ОАК совместно с ВЭБом проводит изучение российского рынка местной региональной авиации, анализ имеющейся и потребной инфраструктуры, а также условий, необходимых для привлечения пассажиров и обеспечения рентабельности перевозок», – прокомментировали в ОАК. 

Региональные авиакомпании не смогут купить лайнер

Срок окупаемости регионального самолета — не меньше 15 лет. Назовите мне хоть одну региональную авиакомпанию, которой банк или лизинговая компания даст деньги на 15 лет

Однако только созданием самолета и запуском его в серию решить проблему региональной авиации не удастся. Дело в том, что региональные авиакомпании не смогут потянуть покупку нового самолета. Эту проблему обозначил директор ООО «Аэропорт Томск» Евгений Янкилевич, который высказал мнение, что в госпрограмме должны быть четко прописаны механизмы финансовой поддержки региональных авиакомпаний.

«Срок окупаемости регионального самолета – не меньше 15 лет. Назовите мне хоть одну региональную авиакомпанию, которой банк или лизинговая компания даст деньги на 15 лет? Это нонсенс. Поэтому должна быть понятная программа если не реанимирования авиапрома, то понятных взаимоотношений федеральной и региональной власти, региональной власти, финансовых институтов и авиакомпаний. Это единственный шанс для перевооружения», – сказал Янкилевич.

Он отметил, что из томского аэропорта львиная доля региональных рейсов – до 85% – сейчас выполняется на самолетах Ан-24 и Ан-26, в то время как четыре года назад на самолеты отечественного производства приходилось 100% перевозок. При этом если в «золотые» 1992–1993 годы, когда летали только отечественные самолеты, томский аэропорт ежегодно обслуживал до 1,2 млн пассажиров, то в 2010 году – около 340 тыс.

В свою очередь замначальника департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области Виктор Шишкин заявил, что региональные бюджеты не в состоянии оказывать поддержку авиакомпаниям.

«Региональную и малую авиацию без государства не поднимешь. Как бы ни ориентировались на региональные бюджеты, ситуацию мы не поменяем... У нас региональный бюджет – около 40 млрд  рублей, а 70% налогов идет в центр. На региональные перевозки и технику нет возможности выделить деньги. Есть программы, концепции, но без денег ничего не решается. Если не будет госпрограммы по региональным перевозкам, нам эту проблему с места не сдвинуть», – сказал Шишкин.

В России исчезают аэродромы

Однако проблематика лежит не только в технологической плоскости. Дело в том, что в России ограниченное количество аэродромов, которые повально закрывались в последние годы из-за экономической неэффективности.

«В СССР все небольшие населенные пункты имели свои маленькие аэродромы. Люди могли вылететь в любую точку страны. Было 1300 аэропортов, а сейчас стало всего 300. Причем аэродромы ликвидировали там, где самолет – единственный вид транспорта. Это страшно тем, что с последней лампочкой аэродрома гаснет последняя лампочка этого населенного пункта. По статистике, около 3 млн людей утекло из тех районов. Это оголение целых регионов. Вопрос стоит ребром, причем не в экономике, а в национальной безопасности», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД президент фонда «Партнер гражданской авиации» заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

Таким образом, решить проблему лишь созданием новых самолетов вряд ли удастся. И в ОАК это осознают.

«Решение вопроса развития местных перевозок связано не только с наличием конкурентоспособного самолета, но и с комплексным решением социальных и инфраструктурных вопросов, связанных с возможностью обеспечения перевозок и повышением мобильности населения, что требует совместных усилий промышленности, финансовых институтов и государства», – отметили в ОАК.

Как сообщил газете ВЗГЛЯД представитель ОАК Максим Сысоев, сейчас обсуждается вопрос о создании межведомственной рабочей группы  по решению проблемы региональной авиации. «Это комплексная проблема, которая должна решаться с Минпромом, Минэкономики, Минздравом и Минтрансом. ОАК и ВЭБ отвечают за технологическую и финансовую сторону вопроса», – прокомментировал Максим Сысоев.

Вместе с тем обратимся к опыту Аляски – это самый труднодоступный штат США и самый продвинутый в плане малой авиации регион. Обеспеченность населения Аляски самолетами составляет один самолет на 70 жителей, в России этот показатель составляет один самолет на 20 тыс. граждан. Кроме того, на  Аляске вообще нет проблемы с обеспеченностью аэродромными площадками. Любой гражданин может заявить о необходимости строительства аэродрома муниципалитету, который, в свою очередь, обязан  построить авиаплощадку за государственный счет. Но должно быть одно условие – отсутствие аэродрома в радиусе 300 км.  

Владельцы так называемых публичных аэродромов освобождаются от налогов на землю, сборы за взлет-посадку, как правило, отсутствуют. Также государство выделяет средства на поддержку инфраструктуры аэродрома и закупку необходимого оборудования.

Текст: Полина Спелова

Вам может быть интересно

Песков подтвердил факт разговора Путина и Трампа
Темы дня

Освобождение Гуляйполя меняет повестку встречи Трампа с Зеленским

Владимир Путин, комментируя освобождение крупного запорожского города Гуляйполе, заявил, что успехи ВС России сводят к нулю заинтересованность Москвы в отводе ВСУ с занимаемых территорий. По мнению экспертов, это заявление имеет как военное, так и дипломатическое значение. Почему взятие этого города исторически важно для России и как слова президента повлияют на встречу Дональда Трампа с Владимиром Зеленским?

Россия перешла к новому этапу борьбы с коррупцией

Борьба с коррупцией в России приобрела в 2025 году особую значимость. Серия громких дел и судебных процессов продемонстрировала не только масштаб проблемы, но и усиление внимания правоохранителей к злоупотреблениям во власти. Как говорят эксперты, принимаемые меры носят сегодня системный, а не показательный характер, существующие механизмы борьбы действительно работают и дают результаты.

В Кремле раскрыли детали разговора Путина и Трампа

Появились подробности задержания диверсантов ГУР в Красноармейске

Умерла актриса Брижит Бардо

Новости

Лавров напомнил «непонятливым» европейцам о военной позиции России

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что любые попытки напасть на страну встретят сокрушительный ответ.

На Украине придумали способ увеличить количество ТЦК

Власти Украины зарегистрировали в Верховной раде законопроект о создании территориальных центров комплектования (ТЦК, аналог военкоматов) на уровне сельских и поселковых населенных пунктов.

Гросси сообщил о временном прекращении огня у Запорожской АЭС

В районе Запорожской атомной электростанции объявлено временное прекращение огня, сообщил генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси.

Лукашенко сбили с ног во время хоккейного матча в Минске (видео)

Во время хоккейного матча между командой президента Белоруссии и сборной Брестской области на льду «Олимпик-Арены» в Минске Александра Лукашенко сбили с ног, сообщили СМИ.

Львенка в тяжелом состоянии забрали у блогера в «Москва-Сити» (видео)

Межрайонная природоохранная прокуратура Москвы организовала проверку после сообщений о жестоком обращении с 2,5- месячной львицей, ранее проживавшей в квартире в «Москва-Сити».

Маск заявил о произошедшем «великом замещении» в Европе

В Европе уже произошло «великое замещение» населения, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Стало известно о двух выступлениях Долиной в канун Нового года

Певица Лариса Долина выступит в спектакле «Фигаро» на сцене Театра на Таганке в Москве дважды в канун Нового года – 31 декабря.

Лавров дал совет правительству Японии

Политика Токио по ускоренной милитаризации может негативно сказаться на стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заявил глава МИД России Сергей Лавров.

Der Spiegel: Разногласия между Макроном и Мерцем усилились из-за Путина

Разногласия между президентом Франции Эмманюэлем Макроном и канцлером Германии Фридрихом Мерцем обострились на фоне предложения Парижа возобновить диалог с российским лидером Владимиром Путиным, сообщили СМИ.

В Мариуполе открыли восстановленный драмтеатр

Драматический театр города Мариуполь вновь распахнул двери для зрителей после масштабного восстановления, в церемонии приняли участие руководители ДНР и Петербурга.

Названа главная цель Зеленского в переговорах с Трампом

Владимир Зеленский, выступая перед лидерами ЕС, заявил, что не рассчитывает на одобрение своего мирного плана Москвой. Его приоритет – добиться от Вашингтона усиления давления на Россию, сообщают СМИ.

«Сбер» раскрыл ежемесячные траты россиян в 2025 году

Потребительские расходы россиян в январе–ноябре 2025 года в среднем составили 40,4 тыс. рублей в месяц, говорится в исследовании «СберИндекса».
Мнения

Ирина Алкснис: Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

Евдокия Шереметьева: Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов