По оценкам Ассоциации туроператоров России (АТОР), общий ущерб, причиненный клиентам туроператора «Ланта-тур вояж», оценивается в 300 млн рублей, что в три раза превышает сумму финансовых гарантий туроператора, сообщает первый вице-президент АТОР Владимир Канторович.
Каждый его клиент может рассчитывать на удовлетворение лишь половины своих требований
По его словам, на данный момент клиенты, которые так и не смогли отправиться на отдых из-за приостановки деятельности «Ланта-тур вояж», подали претензии в «Ингосстрах» на общую сумму более 200 млн рублей, передает «Интерфакс».
В настоящее время страховая компания составляет реестр обращений клиентов турфирмы. Однако полностью возместить ущерб не получится, поскольку по закону выплаты будут осуществляться пропорционально заявленным требованиям исходя из страховой суммы 100 млн рублей.
«Таким образом, уже сейчас ясно, что клиенты туроператора получат в лучшем случае только половину суммы от стоимости тура», – сказал Канторович.
Он также сообщил, что сейчас наиболее остро на туристическом рынке стоит вопрос о повышении фингарантий для крупных туроператоров. «Суммы фингарантий для крупных компаний необходимо привязывать к обороту туроператоров», – сказал первый вице-президент АТОР, добавив, что зачастую для крупнейших компаний может не хватить и суммы в 1 млрд долларов.
«Компенсация подлежит обязательной выплате, но только в пределах 100 млн рублей (то есть в пределах финансового обеспечения туроператора). Выплатят же компенсацию только тем туристам, которые официально обратились с соответствующим требованием о выплате компенсации», – комментирует партнер юридической компании «Налоговик» Сергей Варламов.
С коллегой солидарна партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Елена Полеонова. «Если сумма претензий в два раза превышает размер финансового обеспечения обязательств туроператора, то каждый его клиент может рассчитывать на удовлетворение лишь половины своих требований. Если за выплатой возмещения к страховщику одновременно обратились несколько туристов и общий размер их требований превышает сумму финансового обеспечения, удовлетворяться их требования будут пропорционально тем суммам, которые должны быть возмещены», – комментирует Елена Полеонова.
«Также следует учитывать, что сумма выплаты прямо зависит от суммы, указанной в заявлении. То есть чем большую обоснованную сумму указать в требовании, то тем больше шанс получить больший размер компенсации, так как 100 млн не делятся поровну между всеми обратившимися туристами, а делятся пропорционально сумме, которую указал турист в своем требовании, то есть кто-то получит больше, кто-то меньше, но возмещение (пусть и минимальное) получат все обратившиеся», – продолжил Варламов.
Канторович считает, что на рынке необходимо создать механизм быстрого реагирования на экстренные случаи с российскими туристами за рубежом при помощи саморегулирования отрасли и создания компенсационных фондов, которые будут пополняться от фингарантий и откуда можно будет взять средства при возникновении экстренных случаев.
Однако президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Андрей Кигим предупредил, что страховые компании готовы к увеличению лимитов фингарантий, однако в этом случае вырастут тарифы для туроператоров при заключении договора на страхование, что в свою очередь увеличит стоимость туристического продукта.
Отметим, что премьер-министр Владимир Путин в начале февраля предложил увеличить требования к минимальному собственному капиталу туроператоров.
«Судя по тому, что в банковской системе происходит, увеличение требований к собственному капиталу не ухудшает ситуацию в отрасли, а, наоборот, делает ее более устойчивой. Нужно это иметь в виду при повышении требований для работы предприятий в других отраслях, в том числе в сфере туризма», – сказал он на заседании президиума правительства РФ, передает РИА «Новости».
Премьер отметил, что в туристической сфере должны быть другие процедуры и требования, нежели в банковской, но аналогичные действия необходимо произвести.
Напомним, что один из старейших российских туроператоров, основанный в 1991 году, «Ланта-тур вояж» 27 января объявил о приостановке деятельности. В тот момент за границей находились более 3 тысяч туристов. У многих из них возникли проблемы в гостиницах, которые пытались заставить россиян повторно заплатить за свое проживание.