Экономика

Александр Филимонов
конструктор

«Проект, практически равный космическому»

4 декабря 2012, 09:34

Фото: tumenecotrans.ru

Российская компания «Тюменьэко­транс» разработала проект нового воздушного судна, предназначенного для перевозки крупногабаритных грузов в малодоступные районы Сибири.

БАРСу по плечу доставить необходимый груз в любую точку не только России, но и мира

Автору изобретения и главному конструктору Александру Филимонову удалось найти принципиально новую концептуальную схему летательного аппарата, сочетающего в себе лучшие качества дирижабля, самолета, вертолета. Изобретатель утверждает, что БАРС (безаэродромный самолёт с аэростатической разгрузкой) способен совместить в себе преимущества всех трех типов транспортных средств. О том, где подобный гибрид может найти свое применение, а также о безуспешных попытках доказать чиновникам перспективность проекта Александр Филимонов рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.

ВЗГЛЯД: Вы являетесь идеологом проекта. Расскажите, как все начиналось? Мы знаем, что идея создания безаэродромного самолета родилась чуть ли не 20 лет назад...

Александр Филимонов: Идея действительно не нова. Мысль создать воздушное транспортное средство, способное перевозить на большие расстояния крупногабаритные грузы, родилась еще в конце 80-х годов. Тогда возникла необходимость транспортировки гигантских грузов массой порядка 200–400 тонн с целью освоения северных регионов страны. В результате долгих поисков, исследований – научных, теоретических, экспериментальных – была сформирована концепция так называемого гибрида, способного совместить в себе лучшие качества самолета, вертолета и дирижабля. В результате такого симбиоза и получился БАРС.

БАРС способен перевозить тяжелые грузы, причем безаэродромно. Он может садиться на любую ровную поверхность. Таких условных взлетно-посадочных площадок в России тысячи, начиная с Урала и заканчивая Дальним Востоком.

БАРСу по плечу доставить необходимый груз в любую точку не только России, но и мира. Расчётная дальность – до 5 тысяч километров, а перегоночная дальность – десятки тысяч километров.

ВЗГЛЯД: В чем конкретно состоят его преимущества перед самолетом, вертолетом и дирижаблем?

А. Ф.: Дальность полета БАРСа, как я уже сказал, соответствует тем же показателям, которые демонстрируют самолет и дирижабль, при этом его посадка может быть как вертолетной, так и укороченной. Судно на воздушной подушке дает ему возможность садиться на неприспособленной площадке. При этом грузоподъемность БАРСа существенно выше, чем у вертолета, способного перевозить только 20 тонн. К тому же перевозки вертолетом слишком дорого обходятся. Что касается дирижабля, то, сами понимаете, в наших климатических условиях это не лучший вариант. В свое время его пытались приспособить для перевозки и пассажиров, и грузов, но ничего не получилось.

ВЗГЛЯД: Газета ВЗГЛЯД ранее писала о том, что в России начинаются работы по созданию тяжелых грузовых дирижаблей. Значит, все-таки их недостатки не столь принципиальны?

А. Ф.: О концептуальных недостатках дирижабля было сказано еще в конце 80-х годов на одном из совещаний в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт – прим. ВЗГЛЯД). Эксперты подготовили заключение о невозможности использовать средние и большие дирижабли, самый видимый недостаток которых – парусность, огромные габариты. По сравнению с БАРСом дирижабль в три–четыре раза больше. Еще один недостаток этого вида транспорта – отсутствие необходимой инфраструктуры, например соответствующих причальных мест. Представьте, поднялся ветер, тогда дирижабль нужно куда-то спрятать.

Но самый главный его недостаток – низкая прочность. Не так давно в Германии была попытка построить дирижабль грузоподъемностью 160 тонн, однако она провалилась. Дирижабль разрушился еще на верфях. Запаса прочности у него практически нет. Чуть ветер не так подует – и все. В начале 90-х годов и в России был случай: из-за высокой нагрузки термодирижабль буквально сложился пополам. Все старания создать прочный дирижабль большой грузоподъемностью до сих пор не увенчались успехом.

В США та же судьба ждала вертостат. Американцы попробовали приделать к дирижаблю модули типа вертолетных. И опять неудача. Гибрид разрушился. Я хочу сказать, что все попытки трансформировать дирижабль, эксперименты с формой (вместо сигарообразного создать дискообразный дирижабль) не привели к успеху. Я твердо убежден, что дирижабль как транспортное средство небезопасен. Его в принципе небезопасно эксплуатировать. Он в любой момент может развалиться на части.

ВЗГЛЯД: Более 15 лет назад на базе прототипа в Тюменьэкотрансе был построен безаэродромный самолет БЭЛЛА. Какова его судьба?

А. Ф.: После проведения научно-исследовательских работ (теоретические расчеты и продувки в аэродинамических трубах) в 1994 году был построен экспериментальный образец такого летательного аппарата. В течение двух лет мы проводили вначале заводские стендовые испытания, а затем первый этап летных испытаний: взлет и посадка. Испытания проводились на заснеженном сельскохозяйственном поле. Аппарат продемонстрировал все те преимущества перед традиционными ЛА, о которых я уже сказал. Испытания длились около 100 часов. На этом мы закончили и дальше вели теоретические научные работы.

ВЗГЛЯД: Почему проект так и не получил свое практическое развитие?

Гендиректор и главный конструктор ОАО «Тюменьэкотранс», автор проекта БАРС Александр Филимонов (Фото: 74rif.ru)

А. Ф: Отвечу вопросом на вопрос: а почему у нас в небе летают «Боинги» и «Аэробусы»? Наша рыночная экономика требует готовые летательные аппараты. Но чтобы сделать такой, нужен не один миллиард рублей. Таких денег у меня никогда не было. Были небольшие средства, на которые я проводил испытания.

Создать что-то новое и раньше было сложно, непросто и теперь. Все говорят: «Мы с удовольствием будем эксплуатировать ваш аппарат, только дайте нам готовый». Чиновники постоянно ссылаются на отсутствие финансовых возможностей поддержать проект: то кризис грядет, то еще что-то.

ВЗГЛЯД: В мае на исследование вашего проекта Еврокомиссия выделила грант. Получается, европейские эксперты в сфере аэронавтики считают идею перспективной?

А. Ф.: Не совсем так. Они ведь тоже решили изучить перспективы. Иными словами, им грант выделили на проверку, даже несмотря на то что летные испытания уже проводились. Честно говоря, грант не очень большой, много работы не сделаешь. Думаю, работа будет преимущественно теоретической, возможны небольшие экспериментальные исследования.

Но сам факт того, что ЕК выдает гранты, – это, конечно, большой плюс. Я просил в свое время грант в России, мне предложили «включиться» в программу развития авиации до 2015 года. С начала года будет действовать новая программа – до 2025 года. Нас вроде туда включают. Я об этом только слышал, но письменного подтверждения не видел. Может быть, с 1 января начнется какое-то движение.

ВЗГЛЯД: Будет ли спрос на безаэродромные самолеты в России?

А. Ф.: Если коротко, то сегодня альтернативы БАРСу в освоении Восточной Сибири, Дальнего Востока, шельфа, о котором сегодня часто говорят, нет. Наземный транспорт в условиях гор и низких температур (-50–60 градусов) – совсем не вариант. Здесь должно использоваться такое вот локальное воздушное транспортное средство, способное доставить груз и оборудование на нефтяные, газовые месторождения и т. п.

ВЗГЛЯД: Существуют ли подобные разработки в США или Европе?

А. Ф: Американцы действительно работают в этом направлении, правда, используют они концепцию дирижабля. К нему пытаются приделать вертолетные модульные установки, крылья и так далее. Но анализ показывает, что такой гибрид не исключает недостатки дирижабля. А вот подобного БАРСу летательного аппарата или его проекта у них нет.

ВЗГЛЯД: Можно сказать, что БАРСу сегодня альтернативы в мире нет?

А. Ф.: Именно так. Можете смело так сказать.

ВЗГЛЯД: Что необходимо для реализации проекта?

А. Ф.: Конечно, необходимо и финансирование, и авиационная промышленность должна заработать. В начале прошлого века был такой министр путей сообщения Сергей Витте, под руководством которого был построен Транссиб. Такой вот он, после того как строительство было завершено, сказал примерно следующее: «Мы строим дороги для Отечества на 100 лет, и потомкам предстоит сделать ту же работу на другом, более высоком техническом уровне».

Что мешает этому? Во-первых, игнорирование отечественных научных разработок. В первую очередь нужно обратиться ко всем научным достижениям России. Выделять на науку не 0,3–0,4% ВВП, а 3–4% ВВП, как в США или Японии.

Многие спрашивают: какой должна быть национальная идея России? Если хотите, это освоение Сибири. Если мы в ближайшие 10–20 лет не будет заниматься этим вопросом, то Москва и все крупные города останутся без обеспечения энергоресурсами. А чтобы освоить Сибирь, нужны средства, в то числе технологические.

ВЗГЛЯД: Если говорить исключительно о проекте БАРС, о каких суммах идёт речь?

А. Ф.: Я склоняюсь к тому, что это проект, практически равный проекту космическому. Европейская программа разработки самолетов Airbus обошлась в 10–20 млрд евро. Если мы будем строить аппарат, по грузоподъемности сходный с Airbus (150–200 тонн), то вот вам примерные цифры. Но начинать надо с маленького аппарата тонн на 50. На это нужно около 1,5–2 млрд долларов, или 40–60 млрд рублей.

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

Путин: Россия нанесла удар ракетой «Орешник» по украинскому промышленному объекту
Темы дня

Как рушатся четыре столпа глобального западного господства

«Закончились пятьсот лет доминирования западной цивилизации», говорит премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. И хотя пророчества об упадке Запада звучат уже довольно давно, пожалуй, только текущие глобальные геополитические обстоятельства подтверждают их по-настоящему. Могущество Запада столетиями основывалось на четырех столпах – и все они сейчас разрушаются. О чем идет речь?

Как Трамп будет разорять Китай

Потери в сотни миллиардов долларов уже в ближайшие месяцы могут ожидать Китай – а все из-за документа, который только что принят в Соединенных Штатах. Теперь все зависит от решения следующей администрации Белого дома и лично Дональда Трампа. О чем идет речь и как Трамп хочет выдавить Китай с американского рынка?

Орбан заявил о конце 500-летнего доминирования западной цивилизации

МУС выдал ордер на арест Нетаньяху

В детсадах Владивостока запретили на Новый год костюмы иностранных супергероев

Новости

Путин наградил композитора Крутого орденом

Президент России Владимир Путин наградил композитора Игоря Крутого орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Персонал Hennessy устроил забастовку против поставок коньяка в Китай в бочках

Работники Hennessy во Франции начали забастовку в ответ на введение Китаем 35% пошлин на бренди из ЕС, протестуя против планов компании по экспорту коньяка в бочках.

Министр обороны Британии не прокомментировал удары Storm Shadow вглубь России

Министр обороны Британии Джон Хили отказался комментировать удары украинских ракет Storm Shadow вглубь территории России, сославшись на угрозу оперативной безопасности.

В Абхазии выдвинули первого кандидата на выборах президента

Пять общественно-политических организаций Абхазии заявили о поддержке Адгура Ардзинбы на предстоящих выборах президента страны, которые состоятся досрочно.

Путин сообщил об отражении российской ПВО атак западных дальнобойных ракетк России за помощью в строительстве нефтепровода

Президент России Владимир Путин, выступая по телевидению, заявил о том, что российская противовоздушная оборона успешно отразила атаки западными дальнобойными ракетами, не позволив противнику достичь поставленных целей.

ВС России выбили ВСУ с северного берега Кураховского водохранилища

Российские войска полностью зачистили северный берег Кураховского водохранилища от украинских сил, что подтверждает заявление советника главы ДНР Игоря Кимаковского.

Соучастника мошенничества против Долиной задержали в Москве

В столице задержан 27-летний житель Республики Татарстан, подозреваемый в участии в многомиллионном мошенничестве против певицы Ларисы Долиной, сообщили в правоохранительных органах.

В доме у продюсера Мишина прошли обыски

Силовики проводят обыски в загородном доме продюсера Игоря Мишина, который находится в подмосковном коттеджном поселке «Раздоры», сообщили в правоохранительных органах.

СБУ арестовала несколько семей по подозрению в симпатиях к России

Служба безопасности Украины задержала в Херсоне и других городах подростков и целые семьи, подозреваемых в сотрудничестве с Россией, сообщил начальник управления информационной политики Херсонской области Евгений Брыков.

Канада решила передать Украине новейшую систему ПВО NASAMS

Канадская система противовоздушной обороны NASAMS, закупленная для Украины, вскоре будет доставлена из Польши через границу, сообщил министр обороны Канады Билл Блэр.

Офис Нетаньяху обвинил МУС в войне против Израиля

Выдача МУС ордера на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и бывшего министра обороны Йоава Галанта ставит Международный уголовный суд (МУС) на сторону региональной войны против Израиля, заявил советник офиса премьер-министра Израиля Дмитрий Гендельман.

Европейские лидеры договорились посетить парад Победы в Москве

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо и президент Сербии Александр Вучич планируют посетить парад Победы в Москве в 2025 году, чтобы подчеркнуть значение борьбы с фашизмом.
Мнения

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?