Новый вид контроля
Это возможность без существенных ресурсных затрат осуществлять администрирование сбора налогов с крупных компаний
Во вторник Федеральная налоговая служба (ФНС) России заключила с четырьмя компаниями – «Русгидро», «Интер РАО», МТС и Ernst & Young – соглашения об изменении принципов налогового контроля, передает «Интерфакс». Речь идет о расширенном информационном взаимодействии, так называемом горизонтальном мониторинге.
Глава ФНС Михаил Мишустин прокомментировал это событие так: «Подписание соглашений – это важный шаг со стороны налоговой службы, направленный на повышение правовой определенности при применении налогового законодательства и снижение налоговых рисков для налогоплательщиков».
В соответствии с соглашениями налоговая инспекция получит доступ к электронному документообороту по финансово-хозяйственным операциям налогоплательщиков в режиме реального времени. Заключившая соглашение компания обязуется еще до подачи деклараций предоставлять материалы налогового и бухгалтерского учета, а также первичную отчетность. Налоговики могут получить даже удаленный доступ к внутренним базам.
Взамен компания получит право консультироваться с инспекцией по всем спорным вопросам и заранее согласовывать позицию ФНС по планируемым сделкам. «Для налогоплательщика это некая предсказуемость, потому что он понимает, что будет в дальнейшем. А для налогового органа это выгодно, потому что он имеет всю информацию в режиме онлайн», – объяснял ранее журналистам заместитель руководителя ФНС Сергей Аракелов. По его словам, налоговой службе «интересно, что тут представлены разные отрасли: энергетика, связь и иностранное юридическое лицо, которое ведет деятельность на территории РФ».
Такой порядок взаимодействия снижает риски налоговых претензий. Однако в Налоговом кодексе такой механизм администрирования, как горизонтальный мониторинг, пока что не закреплен. Поэтому теоретически он не отменяет ни камеральных, ни выездных проверок по отношению к участникам соглашения. «Понято, что мы в своей деятельности все равно будем руководствоваться Налоговым кодексом РФ. Мы, безусловно, исходим из того, что если будут выявлены какие-то признаки недобросовестности, признаки необоснованной налоговой выгоды, проверка возможна», – отметил Аракелов.
Важно, что налогоплательщик не обязан по всем моментам соглашаться с инспектором, со спорным вопросом компания вправе обратиться в суд. При этом государство не может заставить налогоплательщика заключить соглашение о надзоре – это исключительно инициатива самой компании.
Пока это пилотный проект, он реализуется в виде эксперимента. В дальнейшем, по мнению замглавы ФНС, этот инструмент может быть распространен на других крупных налогоплательщиков, но вряд ли он получит широкое применение. «За все время, которое мы прорабатываем это вопрос, о желании заявить и раскрыться заявили пять организаций, из них с четырьмя мы заключаем соглашение, одна просто не готова физически», – сказал он.
«Чтобы попасть в этот список, нужно открыть себя», – подчеркнул Аракелов. Поэтому в ФНС не ждут, что большое количество компаний будут к этому готовы.
Пока что на подобную форму взаимоотношений согласились только четыре крупные компании, причем в основном это компании, акции которых торгуются на бирже. И без горизонтального мониторинга они обязаны предоставлять акционерам расширенную отчетность.
В ФНС уже отвергли прозвучавшие подозрения в коррупционности нового порядка. Критику со стороны юристов здесь объяснили тем, что их услуги в данном случае становятся менее востребованными – по мере сокращения конфликтов между налоговой службой и налогоплательщиками. Возможную экономию компаний на услугах налоговых консультантов и юристов Аракелов оценил как весьма значительную.
«Дорога с двусторонним движением»
Партнер компании «Налоговик» Дмитрий Липатов видит основные плюсы горизонтального мониторинга для налоговиков. «Это возможность без существенных ресурсных затрат осуществлять администрирование сбора налогов с крупных компаний», – поясняет он.
Подписывая соглашение с налоговым органом, налогоплательщик связывает себя обязательством сообщать инспектору о важных с точки зрения налогообложения сделках. На отслеживание таких сделок и, что самое главное, доказывание необоснованной налоговой выгоды на их основе инспекции тратят немало времени и усилий, замечает Липатов. К тому же, не всегда налоговикам удается доказать свою правоту в арбитражном суде. «Поэтому соглашение для них – возможность разгрузиться от работы с крупнейшими налогоплательщиками», – говорит эксперт.
Для компаний, по его словам, в этом методе тоже есть плюсы, но не вполне очевидные. «Вроде бы налогоплательщиков и должно привлекать то, что горизонтальный мониторинг позволит лучше строить планы налоговых отчислений и обезопасить себя от налоговых споров (при условии соблюдения условий договора с ФНС), – рассуждает Дмитрий Липатов. – Но минус состоит в раскрытии информации, которая может составлять коммерческую тайну, и не все компании готовы на это пойти».
По мнению доктора юридических наук, заслуженного юриста России Ивана Соловьева, горизонтальный мониторинг – это мощное средство профилактики налоговых правонарушений и преступлений, а кроме этого – «серьезный шаг по реализации принципа дороги с двухсторонним движением».
«Чисто с практической точки зрения такие соглашения выгодны обеим сторонам, – уверен он. – Налогоплательщик, раскрывая механизмы своих сделок, показывая фактически свою подноготную, вместе с этим получает и некий вид индульгенции по возможным административно-налоговым последствиям таких операций: «Я же все показал, вы мне кивнули, в принципе, мы вместе несем ответственность за чистоту сделки».
При этом эксперт сомневается, что такой механизм может эффективно заработать в отношении «всех желающих». «Основные его клиенты – крупные игроки в той или иной области финансово-хозяйственной деятельности. Конечно же, особенно приятно со всех точек зрения оказаться пионером в данной области. Так что, те, кто первыми предпринял такие шаги, уж точно не проиграют», – рассуждает Иван Соловьев.
По его словам, в России на сегодняшний день зарегистрировано более 4,5 млн юридических лиц, из которых немалую долю составляют «проблемные» юрлица различных категорий. Так что, законопослушные предприниматели, желающие работать в открытом экономическом секторе, получат дополнительный шанс выделиться и выгодно отличаться от тех, кто продолжает действовать в тени, заключает юрист.
Проверенный метод
Впервые метод горизонтального мониторинга был использован в Нидерландах в 2005 году. На эксперимент согласились 20 предприятий, большинство которых принимали участие в котировках на бирже.
Со всеми были подписаны соглашения о надзоре, в которых закреплялись обязательства сторон. К примеру, предприятие обязалось обратиться в налоговую службу в случае налогового риска, а инспектор – прояснить ситуацию по этому поводу в течение определенного времени.
Эксперимент в Нидерландах имел немалый успех. Почти все компании, принимавшие в нем участие, хотели продолжить работу по соглашениям. Эксперты определились с новым термином, положенным в основу горизонтального мониторинга, – концепция доверия между участниками эксперимента. В рамках эксперимента была выделена новая линия в бизнесе, получившая название налоговой уверенности.
Впоследствии этот опыт был заимствован еще несколькими странами. Например, в Австралии с 2006 года налоговая администрация налаживает сотрудничество с крупными предприятиями, а также вводит так называемые форвардные договоры о соблюдении требований (ФДС). Причем такой договор подписывается только после комплексной проверки деятельности компаний для определения адекватности системы внутреннего контроля компании, ее системы управления и соблюдения этики.
В Великобритании для улучшения отношений между крупнейшими налогоплательщиками и налоговой администрацией создан Центр по обслуживанию крупного бизнеса (ЦОКБ). Единственное отличие от голландского варианта заключается в том, что вместо соглашений и меморандумов законодательным требованием является подписание заявления о контроле за налогами. С подписанием этого заявления совет директоров компании утверждает, что он контролирует собственные налоговые риски.
Ирландский подход базируется на использовании схемы добровольных договоренностей между налоговой администрацией и бизнесом. Они не являются формальными соглашениями, подобными тем, что используются в Нидерландах. Ирландская налоговая администрация не предоставляет никаких преимуществ компаниям, подписывающим официальные соглашения. На данный момент система применяется в отношении крупных компаний, хотя налоговая и таможенная администрации Ирландии планируют распространить эту систему и на другие компании.
В 2011 году систему горизонтального мониторинга местному бизнесу предложила Государственная налоговая служба Украины.
В США существует процедура письменного ответа администрации налогоплательщику, предварительно обратившемуся с запросом о сделке, которую он намеревался заключить. В Швеции фискальный рескрипт представляет собой выдачу Комиссией по налоговому праву предварительного заключения о налоговых последствиях той или иной сделки. В Израиле действует институт предварительного решения налоговых властей.