Экономика

26 октября 2012, 14:43

Аэрофлот решил отказаться от монополии на 34 рейса за рубеж

Фото: ИТАР-ТАСС

«Аэрофлот» готов отказаться от монополии на 34 рейса за рубеж. Такое решение, как ожидают в компании, уменьшит прибыль перевозчика, зато поможет снизить тарифы. Эксперты считают, что крупнейший авиаперевозчик России не очень рискует, идя на такой шаг.

«Мы либерализовали с вами рынок авиаперевозок внутри России, у нас здесь нет монополии ни у кого. Но у многих авиакомпаний, в том числе и у «Аэрофлота», есть монопольные направления на зарубежных направлениях. Мы хотим выйти с инициативой и показать всем пример – мы готовы отказаться от монополии на 34 рейса за рубеж», – сообщил гендиректор компании Виталий Савельев на встрече с президентом Владимиром Путиным.

Если на наши маршруты будут назначаться другие российские авиакомпании с целью снижения цен, мы это будем поддерживать

«Если на наши маршруты будут назначаться другие российские авиакомпании с целью снижения цен, мы это будем поддерживать, но за счет дополнительных частот, которые мы должны будем получать по этим направлениям», – пояснил глава «Аэрофлота».

При этом он добавил, что такое решение несколько уменьшит прибыль и доходность компании. «Но мы считаем, что это снизит и тарифы. Если вы поддерживаете, то мы с такой инициативой выступим и готовы отказаться от этих направлений», – цитирует Виталия Савельева «Интерфакс».

Виталий Савельев отметил, что сейчас финансовое положение «Аэрофлота» довольно устойчивое. В рейтинге Air Transport World перевозчик оказался 10-й в мире компанией по чистой прибыли и 15-й в мире по операционной прибыли по итогам прошлого года.

«То есть мы реально стабильно сейчас работаем и честно зарабатываем деньги. Поэтому мы хотим выйти с инициативой, если вы поддерживаете, о демонополизации рынка авиаперевозок – и начать с себя», – сказал Виталий Савельев.

«Хорошо, давайте обсудим подробнее. В целом, мне кажется, эта инициатива абсолютно правильная», – ответил президент.

Главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что вряд ли «Аэрофлот» потеряет большую прибыль, если откажется от монополизации некоторых рейсов. «Когда на ту или иную линию приходит авиакомпания, выставляющая более низкие тарифы, это не всегда приводит к перетоку пассажиров. Как показывает практика выхода на различные рынки лоу-костеров, в ряде случаев до 80% прироста пассажиропотока – это люди, которые раньше пользовались железнодорожным транспортом. Или же это люди, которые никогда не летали самолетами из-за высоких цен, но потом все-таки решились на полеты. И только 20% от прироста – это те пассажиры, которые, выбирая между авиакомпаниями, отдали предпочтение более низким тарифам», – объяснил газете ВЗГЛЯД эксперт.

«Если речь о приходе новых авиакомпаний, это приводит к снижению тарифов, так как новый игрок, чтобы сформировать новую аудиторию, какое-то время может демпинговать. Но в конечном счете тарифы устанавливаются на уровне, который отвечает представлению о рентабельности. Каких-то больших различий по уровню расходов авиакомпаний, выполняющих полеты на международных линиях, практически не существует», – говорит Олег Пантелеев.

«Одним из возможных критериев для отбора претендентов на определенные рейсы является возможность закрыть различные бизнес-модели. Например, если на линии работают премиальные авиакомпании, то лучше запустить туда лоу-костеров. Это делается для того, чтобы у клиентов был выбор. Поэтому увеличение конкуренции можно лишь отчасти рассматривать как источник для сокращения прибыли», – считает эксперт.

Аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк согласен с таким мнением. «Потеряв монопольное положение на рейсах, «Аэрофлот» не будет терять пассажиров, так как компания может конкурировать с другими и по качеству сервиса, и по ценовой политике. И, что наиболее важно, компания по-прежнему обладает одной из самых развитых внутренних сетей и имеет множество хабов внутри страны, и это очень сильное конкурентное преимущество. Другими словами, если пассажир захочет лететь из иностранного пункта A в пункт Б и между ними нет прямого рейса, то велика вероятность, что пассажир выберет именно «Аэрофлот». Поэтому сокращение пассажиропотока не превысит 8–10%», – считает Андрей Шенк.

«Что касается цен на билеты, то они будут снижаться только на тех рейсах, где не летали иностранные авиакомпании. В прочих случаях снижения не будет или оно будет незначительным», – добавил он.

Вопрос о разрушении монопольного положения на рынке международных перевозок давно обсуждался во властных кругах. С различными предложениями выступали ФАС и Минтранс. Предложение «Аэрофлота» может быть взято на вооружение.

Глава «Аэрофлота» также предложил для базирования российского бюджетного авиаперевозчика создать специальный аэропорт на базе существующих вокруг Москвы. При этом он отметил, что компания готова создать лоу-костера в течение года, если будет принят ряд поправок в Воздушный кодекс и авиационные правила, сообщает РИА «Новости».

Ранее руководство «Аэрофлота» планировало создать бюджетную авиакомпанию на базе одной из своих «дочек», однако позднее в компании заявили, что создадут такого перевозчика только в том случае, если государство обеспечит условия, при которых такая авиакомпания сможет работать.

Главное условие создания лоу-костера, по словам Виталия Савельева, – это поправки в Воздушный кодекс, касающиеся запрета пассажиру продавать невозвратные билеты. «Это есть во всем мире: в Европе, в Америке, – но у нас почему-то эта поправка не действует – это неконкурентные условия. То есть пассажир, покупая дешевый билет, должен понимать, что он его не может вернуть. Это не только касается лоу-костеров, но и обыкновенных перевозчиков, только в меньшем объеме», – добавил гендиректор «Аэрофлота».

Кроме того, он считает необходимым внести изменения в закон, которые бы разрешали привлекать пилотов-нерезидентов. «Почему это поправка существенна? У нас сегодня дефицит пилотов, и идет война цен – мы взвинчиваем цены, зарплаты нашим пилотам. Так что это будет существенно для лоу-коста», – пояснил Савельев.

Виталий Савельев также заявил о необходимости изменений в федеральные авиационные правила. «Есть несколько поправок, которые мы должны сделать. Первое – пассажир должен за багаж платить, если мы говорим о лоу-костере. Сегодня же 10 килограмм багажа пассажир везет бесплатно. Мы также должны разрешить лоу-костеру не кормить пассажира на рейсах. Пока нам это запрещают те же федеральные авиационные правила», – сказал Савельев.

Президент со своей стороны отметил, что все эти вопросы можно обсуждать, но «есть некоторые вещи, действительно чувствительные, прежде всего касающиеся рынка труда». «К этому нужно подойти особенно внимательно, и с профсоюзами этот вопрос нужно обсуждать. Но подумать на этот счет и создать такого перевозчика, мне кажется, было бы правильно, многие пассажиры пользовались бы наверняка этими рейсами. Они стали бы более приемлемыми, доступными по цене для целой группы граждан с небольшими доходами. Я думаю, что и для авиакомпании этот был бы большой плюс», – заявил Владимир Путин.

Текст: Вера Козубова

Вам может быть интересно

Кулеба сообщил масштаб разрушений энергосистемы Украины
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?