Ситуация в Ормузском проливе продолжает обостряться. Несмотря на то, что во вторник Иран объявил своей стратегической задачей защиту пролива, где в настоящий момент находятся ударные группы ВМС США, основные импортеры сырой нефти бьют тревогу, опасаясь срыва поставок и роста цен на нефть.
Через Ормузский пролив проходит 16% от объемов мирового потребления нефти
В конце 2011 года Иран пообещал перекрыть Ормузский пролив. Это предупреждение поступило после того, как США пригрозили Тегерану принять санкции в отношении экспорта иранской нефти, если Иран не остановит свою ядерную программу.
Обмен угрозами и нагнетание обстановки не лучшим образом сказывается на рынке нефти, который открыл новый 2012 год резким скачком цен. Дело в том, что Ормузский пролив – это основной морской путь для экспорта газа и нефти из стран Персидского залива. Он соединяет Оманский залив с Персидским заливом. Северное побережье контролируется Ираном, а южное – ОАЭ и Оманом, союзниками США.
Через пролив осуществляется перевозка 2,9 млрд тонн грузов ежегодно. Порядка 30% грузов приходится на сырую нефть, 22% перевозок составляют сухие вещества, такие как зерно, железная руда и цемент.
20% перевозок занимают контейнерные грузы, доставляющие готовые товары в страны Персидского залива. Помимо нефти через Ормузский пролив ежедневно танкерами транспортируется сжиженный газ, экспортируемый в Азию (главным образом в Японию, Южную Корею и Индию), Европу и Северную Америку.
В целом на Ормузский пролив приходится порядка 40% мировых поставок нефти морским путем. «Через Ормузский пролив проходит 16% от объемов мирового потребления нефти. Ежедневно транспортируется через этот коридор 16–19 млн баррелей, а потребляется всего порядка 90 млн баррелей в сутки», – комментирует начальник отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрий Александров.
Через Ормузский пролив транспортируется нефть из Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, ОАЭ, Кувейта и Катара. Фактически, через него проходит 90% нефти, экспортируемой из Персидского залива.
По данным Министерства энергетики США, которые приводит Time, в 2010 году нефть из Персидского залива шла по следующим направлениям: Япония – 20,1%, Китай – 14,4%, Индия – 13,2%, Южная Корея – 12,9%, США – 9,8%, Сингапур – 5,3%, Тайвань – 4,5%, Таиланд – 3,5%, Нидерланды – 1,9%, Южная Африка – 1,6%.
«Если Тегеран примет решение о закрытии пролива, то пострадают в первую очередь страны Европы и Юго-Восточной Азии. США пострадают в наименьшей степени, поэтому они могут свободно себя чувствовать, нагнетая ситуацию», – комментирует Александров.
Вместе с тем другой эксперт говорит о том, что эскалация конфликта скажется абсолютно на всех потребителях нефти. «Если пролив закроют, то примерно 20% импортеров нефти будут лишены поступлений. Причем нельзя сказать, что Юго-Восточная Азия пострадает больше, чем Европа. Критичная ситуация может сложиться в любой стране-импортере, независимо от географического положения. На поставках из Персидского залива завязаны все импортеры», – комментирует аналитик RusEnergy Михаил Крутихин.
Эксперты ожидают дальнейшего подорожания нефти. «Стоит ожидать дальнейшего скачка цен на нефть. Будут сильно дорожать те марки нефти, к которым привязываются поставки в Японию», – комментирует Александров.
«России в какой-то степени выгодна напряженная ситуация в Ормузском проливе. Конечно, нарастить поставки не удастся, но зато выигрыш будет состоять в стабильно высоких ценах на нефть. Пока будет держаться напряженность, цена на нефть будет высокой», – отметил Александров.
Причем разрядка в ближайшее время пока не предвидится. «В марте в Иране грядут выборы, которые будут сопровождаться политической нестабильностью. Думаю, что без протестов дело не обойдется. Главное, напряженность будет держаться еще долгое время», – подчеркнул эксперт.