В своей статье в The Financial Times Марк Рютте и министр финансов Голландии Ян Кис де Ягер выразили мнение, что новому «комиссару по бюджетной дисциплине» необходимо предоставить право налагать все более болезненные штрафы на расточительные страны еврозоны, а также удерживать деньги в фондах развития ЕС.
Финансовому царю необходимо предоставить право налагать все более болезненные штрафы на расточительные страны еврозоны
Но если страна продолжает игнорировать требования ЕС по сдерживанию расходов, то, согласно плану Марка Рютте, она должна будет представить свою бюджетную политику комиссару, который сможет наложить право вето на бюджет страны, пока его еще не приняли в парламенте. А в долгосрочной перспективе страну могут заставить покинуть зону евро, если она не будет соблюдать требования правящего комиссара.
Высокопоставленные европейские чиновники отмечают, что Голландия стала одной из самых сложных стран в переговорах по поводу оказания финансовой помощи Греции. Особого желания спасать должников в Нидерландах не испытывают. Голландское правительство имеет очень большое влияние на еврозону.
Предложение Марка Рютте стало очередной репликой в интенсивной дискуссии по поводу того, как страны еврозоны должны централизовать экономическую политику, чтобы выжить в продолжающемся кризисе. Ранее против оказания финансовой помощи странам еврозоны выступили в Германии. Конституционный суд страны рассматривал иск инициативной группы граждан, которые считают, что решение о выделении Греции многомиллиардной помощи было принято неправомерно.
По мнению истцов, решение об участии Германии в этой программе противоречит как конституции страны, так и договорам ЕС. В частности, заявители ссылались на статью 125 договора о функционировании Евросоюза, которая, по их мнению, запрещает оказание подобной помощи. Однако Конституционный суд Германии отклонил иск инициативной группы.
Аналитик «Инвесткафе» Анна Бодрова считает, что предложение премьер-министра Нидерландов по созданию финансового царя очень логично с точки зрения оперативности. Ведь финансовая ситуация в ряде слабых периферийных стран еврозоны требует немедленного реагирования, а полномочия ЕЦБ и ЕС не распространяются на отдельные фискальные решения.
Марк Рютте, поставивший своей целью снижение дефицита бюджета Голландии с нынешних 6,3% от ВВП до 3%, намерен сократить расходы путем превращения бедных в еще более бедных, отмечает аналитик «Калиты-Финанс» Елена Туржанская. Для выполнения программы правительство Рютте готово поставить под удар уже не только население страны, но и бедствующие европейские государства. «Он считает, что еврозона вздохнет спокойно, избавившись от непомерных долгов периферии. Однако исключение расточительных стран может только усугубить ситуацию», – предупреждает аналитик.
По ее мнению, проблема заключается в огромном системном риске на основе европейского долга. Греческий дефолт вызовет крах всей региональной банковской системы по той простой причине, что львиная доля ее суверенных облигаций размещена внутри еврозоны.
Коллапс греческого финансового сектора вызовет принцип «домино», и банки других государств будут становиться банкротами. Кроме того, исключить из зоны бюджетному царю придется половину стран (например, у 10 государств превышена Маастрихтская планка отношения государственного долга к ВВП в 60%), что поставит крест на процессах интеграции, к которым Европа шла последние 50 лет.
По мнению председателя комитета коллекторских агентств общественной организации «Деловая Россия» Александр Федорова, идея бюджетного царя все же может сработать. «Если под инициативой комиссара будут быстро проведены непопулярные реформы (повышены налоги и снижены социальные расходы), долговой кризис постепенно будет угасать», – считает он.
Стоит отметить, что идея финансового царя далеко не нова. В конце 2008 года Белый дом и Конгресс США согласовали и одобрили план спасения американских автомобилестроителей. Законопроект подразумевал создание специальной должности «автомобильного царя», который бы следил за распределением правительственных ссуд.
Однако в начале 2009 года избранный президент Барак Обама отказался от идеи назначить «автомобильного царя». Вместо этого власти США создали межведомственную комиссию по контролю за расходованием государственных средств автопроизводителями.