Министерство связи и массовых коммуникаций поддерживает законопроект депутатов Госдумы, который позволяет операторам сотовой связи блокировать украденные мобильные телефоны по IMEI (международный идентификатор мобильного оборудования), заявил на пленарном заседании в среду министр Игорь Щеголев.
Стоимость установки оборудования по идентификации и блокировке телефонов может составить порядка 200 млн рублей
Соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы в мае 2011 года зампредом думского комитета по информполитике Владимиром Горбачевым. Он предложил ввести правило, когда владелец мобильника, зарегистрировав бесплатно телефон у своего оператора связи, смог бы впоследствии в случае кражи или утери телефона обратиться к оператору, чтобы заблокировать аппарат. Сотовая компания также должна будет сообщить о факте кражи аппарата операторам всех сетей связи, действующим на территории России.
Новые поправки позволят абонентам блокировать телефоны при помощи уникального 15-значного кода IMEI. В «Связном» отмечают, что это своего рода паспорт телефона, по которому мобильное устройство можно найти и заблокировать его работу в сети. Сейчас владельцы, как правило, блокируют только сим-карты, и после ее замены телефон вновь готов к работе. После блокировки аппарата трубка становится бесполезной.
По словам Щеголева, данная регистрация позволит блокировать устройства в случае их кражи или утери владельцем. «Такие меры, по нашему мнению, способны уменьшить количество краж телефонов», – заявил он. По его словам, эта идея принципиально новая. «И мы ее поддержим», – цитирует его «Интерфакс».
Впрочем, аналогичным образом с телефонными ворами уже давно борются в Великобритании и других странах Европы. Да и в России идея эта на самом деле далеко не новая. Владимир Горбачев пытался протолкнуть ее в Госдуму уже два раза – еще в 2005 и в 2008 годах. Однако тогда она просто не нашла поддержки, Госдума отклоняла эти поправки в первом чтении.
Эксперты ранее отмечали, что большинство сотовых операторов негласно лоббировали отклонение таких поправок, поскольку компании на самом деле не заинтересованы в снижении краж. Очевидно, что люди, потерявшие трубку, вынуждены снова идти в салоны связи и приобретать новую.
В 2008 году в отрицательном заключении депутатов к поправкам говорилось об отсутствии правовых гарантий уникальности IMEI-номера. Одна из проблем, которая может возникнуть, связана с наличием на рынке аппаратов с нулевыми или дублирующимися IMEI. На рынке слишком много «серых» телефонов, и в итоге может возникнуть путаница, когда сотовые операторы будут блокировать телефоны с одинаковыми IMEI вполне порядочных клиентов.
«Да, возможно, сотовые операторы будут против, – признавал в мае Горбачев. – Однако в случае принятия закона они просто обязаны будут его исполнять. Все технические возможности для борьбы с телефонным воровством в России есть».
Эффективность подобного инструмента контроля – вопрос дискуссионный, так как из-за высокой доли нелегальных устройств на российском рынке такую функцию контроля реализовать будет сложно, считает аналитик ИК «Финам» Татьяна Земцова.
«Фактически речь идет о том, что для оптимальной работы подобной системы мониторинга необходимо предварительно кардинально повысить уровень прозрачности рынка в целом и создать возможности его администрирования. В наших реалиях это, пожалуй, весьма глобальная задача», – отмечает Земцова. При этом стоимость самого сервиса – вопрос вторичный, так как вряд ли она будет высокой.
В МВД статистики по числу хищений мобильных телефонов не ведут. Всего же с января по июнь этого года в общественных местах было совершено 88 613 кражи, 35 861 грабеж и 3908 разбоев. Большинство преступлений, совершенных в общественных местах, связано с хищением мобильных телефонов. Впрочем, в реальности число украденных сотовых может быть гораздо больше, ведь многие пострадавшие просто не обращаются в полицию с заявлением.
«По статистике, кражи мобильных телефонов – одно из самых распространенных уличных преступлений в России», – соглашается руководитель отдела по связям с общественностью ГК «Связной» Елена Ноготкова. По ее мнению, новые поправки могут оказаться действенными.
Опыт других стран, где мобильные операторы ведут подобные черные списки IMEA, также доказывает, что число краж мобильных снижается. Так, первой подобную схему предложила австрийская телекоммуникационная компания Telstra, в итоге число заявлений о хищениях аппаратов сократилось на 23%. Опыт австрийцев переняли и другие крупные европейские компании. В ЕС даже решили отслеживать перепродажу трубок за пределами Европы.
Если новые поправки будут одобрены в России, это снизит число краж сотовых: вор не сможет перепродать заблокированную трубку в России. Однако абсолютно невыгодной кража телефонов не станет. Такой сотовый с заблокированным IMEI можно будет использовать на запчасти.