Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) предложил несколько мер, которые должны улучшить ситуацию на розничном топливном рынке России. В первую очередь, не индексировать акцизы на топливо в 2012–2013 годах.
#{smallinfographicleft=478338}«Акциз является таким налогом, который прямо транслируется в конечную цену. Каждое повышение акцизов в 2012 и 2013 годах будет приводить к обоснованному повышению цен в рознице примерно на два рубля в год», – объяснил глава ФАС на «правительственном часе» в Совете Федерации в среду. ФАС уже обратилась в Минфин с просьбой рассмотреть возможность отказаться от индексации акцизов на топливо в следующие два года.
Глава ФАС считает, что не должно быть такого налогообложения в нефтяной отрасли, которое приводит к прямому транслированию цен в розницу. Он предлагает ввести так называемые ассиметричные налоги. «Мы придерживаемся компромиссного решения: при ценах определенного устанавливаемого законом уровня соответствующий акциз не должен выше расти, НДПИ не должен выше расти, иначе это приводит к тому, что цены растут в рознице».
Кроме того, антимонопольная служба выступает за сохранение коэффициента экспортной пошлины на бензин в размере 0,9 от пошлины на нефть. Напомним, что эта пошлина была введена весной этого года после того, как в некоторых городах отмечалась нехватка бензина на АЗС.
Эта мера помогла избежать распространения дефицита топлива по всей России и наладила поставки топлива на внутреннем рынке. После этого правительство каждый месяц продлевало действие этой пошлины. Суть была в том, что из-за высоких мировых цен на нефть нефтяникам стало выгодней импортировать бензин, экспортная пошлина на бензин сгладила этот разрыв.
Для улучшения ситуации на рынке нефтепродуктов Игорь Артемьев также предлагает расчленить вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) на розничные, оптовые компании и компании по добыче. По его словам, такая реформа потребует от правительства много времени. Поэтому пока она будет готовиться, надо ограничить розничный сектор 35-процентной рыночной долей, считает Артемьев. Необходимые ограничения уже внесены в законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов», который ФАС внесла в начале сентября в правительство.
Суть ограничений в том, что продавец топлива, доля которого на товарном рынке более 35%, не имеет права приобретать новые АЗС. А владельцы хранилища топлива, если их емкость превышает 25% от общей емкости хранилищ в регионе, обязаны предоставлять услуги по хранению топлива всем на недискриминационных условиях. Согласно законопроекту, услуги по транспортировке нефти железнодорожным и трубопроводным транспортом должны в приоритетном порядке предоставляться тем, кто приобретает нефть и нефтепродукты на бирже.
Чтобы у ФАС было больше возможностей бороться с естественными монополиями, необходимо ликвидировать закон «О естественных монополиях», также указывает Артемьев. По его словам, этот закон мешает бороться с монополиями. По его мнению, положения закона о естественных монополиях должны быть отражены одной главой в законе о защите конкуренции. По его словам, нормы двух законов противоречат друг другу.
Административные правила и процедуры этого закона действительно определенным образом связывают руки антимонопольщикам, но не настолько, чтобы сделать работу ФАС неэффективной, говорит партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов.
Чаша весов
Предложения ФАС одобрила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. «С учетом уровня жизни нашего населения цена на бензин не должна и не может быть выше, чем в Соединенных Штатах. Это просто абсурд», – прокомментировала Матвиенко выступление Артемьева, передает «Интерфакс».
#{smallinfographicleft=452747}Действия ФАС она считает правильными, однако вместе с тем признает, что это борьба со следствием, а не первопричиной. Только действиями ФАС, по ее словам, ситуацию не изменить, эта сфера должна быть жестко урегулирована соответствующими нормативно-правовыми актами. «Попытка регулировать эту ситуацию с ценами на бензин в ручном управлении может дать только разовый эффект, но не может кардинально повлиять в целом на положение дел», – считает Матвиенко.
Эксперты отмечают, что отмена индексации акцизов на топливо может быть эффективной, что с политической точки зрения важно в выборный год. «Эта мера поможет избежать автоматического всплеска цен на топливо в рознице, и государству не придется искусственно ограничивать рост цен, что в конечном счете приводит к дефициту топлива и к еще большему росту цен, что мы видели в этом году», – говорит отраслевой аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. По его словам, эта мера помогла бы избежать в выборный год ненужного ажиотажа и топливного кризиса.
Предложение Артемьева привязать размер акцизов к стоимости мировой нефти эксперт также считает разумным. «При превышении определенного порога цены на нефть, например 90 долларов за баррель, акцизы снижаются. Это более гибкая мера, которая позволяет сдерживать рост цен на топливо в период пикового роста мировых цен на нефть. Если бы такую формулу ввели в начале этого года, то она была бы очень эффективна: вслед за выросшей нефтью упали бы акцизы, и у нас в рознице не было такого сильного роста цен и топливного кризиса», – отмечает эксперт.
«Однако неиндексация акцизов в вопросе сдерживания цен будет иметь краткосрочный эффект и забудется так же быстро, как была придумана господином Артемьевым», – считает партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. Он объясняет это тем, что российский розничный рынок топлива один из самых чувствительных в Европе и реагирует буквально на любой самый малозначительный фактор.
Впрочем, ключевой момент здесь в том, что отмена индексации акцизов приведет к тому, что дефицитный бюджет потеряет определенную статью дохода, которую каким-то образом необходимо будет компенсировать, отмечает Липатов. При этом правительство планируется сокращать дефицит бюджета путем повышения налогового бремени на субъекты бизнеса, и не совсем понятно, почему нефтяные компании должны оставаться в стороне от этого процесса, добавляет Липатов.
«Планы по повышению этих акцизов уже внесены в бюджетный план на 2012 год, поэтому Минфин может выступить жестко против этой меры. Это лишь предложение ФАС, а его принятие будет зависеть от Минфина», – считает Крюков.
Впрочем, в свете того что Алексей Кудрин покинул пост главы Минфина, реакцию ведомства при и. о. министра финансов Антоне Силуанове предугадать сложно. На одной чаше весов – увеличение дефицита бюджета на фоне нестабильной экономической ситуации на внешних рынках, на другой – стабильность на розничном топливном рынке в выборный год.