Стабилизационные кредиты ЕС могут потребоваться Кипру уже в ближайшее время, говорится в сообщении крупнейшего банка в стране Bank of Cyprus.
Нельзя не отметить и негативную роль глобальных спекулянтов, которые как голодные пираньи набрасываются на проблемные страны
«Существует непосредственная угроза того, что Кипр присоединится к механизму поддержки ЕС со всеми отрицательными последствиями, которые это может за собой повлечь», – говорится в сообщении Bank of Cyprus, передает РИА «Новости».
Вместе с тем только в понедельник Еврокомиссия заявила, что переговоры о финансовой помощи Кипру не ведутся. В ЕС уверены, что кипрским властям удастся выполнить свои обязательства по снижению бюджетного дефицита, заявили в Еврокомиссии.
Ранее кипрское правительство планировало бюджетные сокращения для того, чтобы «перезапустить» экономику после экономического кризиса, однако в июле ситуация резко ухудшилась. Причиной послужил взрыв боеприпасов на военно-морской базе, который произошел в середине июля. В ходе ЧП была разрушена крупнейшая на острове электростанция, что вызвало тяжелые последствия для экономики. Ущерб от взрыва оценивается в 1 млрд евро, в то время как вся расходная часть кипрского бюджета оценивается в 8 млрд евро. Стоит отметить, что экономический кризис сопровождается политическим. В конце июля в отставку ушло кипрское правительство, но на этом оппозиция не успокоилась, требуя отставки самого президента Димитриса Христофиаса.
«Разумеется, взрыв боеприпасов на военно-морской базе нанес существенный ущерб экономики Кипра. Однако финансовые проблемы острова лежат глубже. Банки Кипра были и являются крупными держателями долговых бумаг Греции, которая сейчас стоит на пороге дефолта», – комментирует главный аналитик ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский.
Кроме того, он отмечает и экономические причины. Дело в том, что все последние годы Кипр уходил от своего «офшорного» прошлого, делая экономику более прозрачной и интегрированной в ЕС. «Многие инвесторы начали постепенно уходить в другие «налоговые гавани», тем самым ухудшая платежный баланс Кипра», – продолжил эксперт.
Сейчас банки Кипра, чьи активы многократно превышают ВВП страны, столкнулись с оттоком депозитов из-за продолжающегося финансового кризиса в Греции и готовятся к новым убыткам из-за готовящейся реструктуризации греческих государственных облигаций. Возможная рекапитализация банков или необходимость финансировать дефицит бюджета за счет дорогих заимствований могут потребовать внешней финансовой поддержки.
Отметим, что ранее все три крупнейших мировых рейтинговых агентства понизили рейтинг Кипра с негативным прогнозом, хотя и оставили его в инвестиционной категории. Доходность кипрских бумаг взлетела до рекордного уровня, также резко подорожали кредитные дефолтные свопы, которые называют «страховкой» от дефолта.
«Нельзя не отметить и негативную роль глобальных спекулянтов, которые как голодные пираньи набрасываются на проблемные страны, играя на понижении курса долговых бумаг и покупая кредит-дефолтные свопы, это «дьявольское» изобретение американского транснационального банка JPMorgan Chase. Это в свою очередь приводит к росту стоимости «страховки» от дефолта Кипра, что еще больше удорожает стоимость перекредитования для киприотов», – сказал Алексей Вязовский.
В итоге Кипр может стать четвертой страной, которую будут спасать европейские налогоплательщики. Так, Греция, Португалия и Ирландия, чей совокупный ВВП составляет 2% экономики еврозоны, уже прибегли к стабилизационным кредитам ЕС и МВФ.
Однако спасает ситуацию то, что оказание помощи Кипру обойдется дешевле для стран еврозоны, поскольку экономика этой страны составляет всего лишь 0,2% от общего ВВП еврозоны, так что возможное «спасение» финансовой системы островного государства не потребует многомиллиардных вливаний.
При этом ряд финансовых показателей Кипра, включая низкий госдолг, значительно лучше средних по еврозоне. Однако если Кипру все-таки понадобятся льготные кредиты от ЕС, это может усилить страхи относительно распространения долгового кризиса на новые государства еврозоны.
Отметим, что первой страной, которой потребовалась помощь, стала Греция – в середине 2010 года страны еврозоны и МВФ договорились спасти ее от дефолта кредитами на сумму 110 млрд евро. Однако за прошедший год долговая ситуация в Греции, несмотря на внешнюю помощь, не улучшилась, и в настоящее время не исключается принятие дополнительного плана поддержки страны.
Второй была Ирландия, главным образом страдающая от проблем банковского сектора. В конце 2010 года для нее был одобрен пакет помощи объемом до 85 млрд евро (17,5 млрд из этой суммы – средства самой Ирландии).
Португалия стала третьей страной еврозоны, пострадавшей от глобального кризиса и из-за долговых проблем и проблем финансового рынка обратившейся за внешней поддержкой. Евросоюз 17 мая принял пакет спасения страны общим объемом в 78 млрд евро. Эскалация долгового кризиса заставила европейские власти создать постоянный механизм финансовой стабильности. Он должен прийти на смену временному стабилизационному фонду в 2013 году. Общий объем фонда будет составлять 700 млрд евро. В первую очередь фонд будет оказывать помощь странам региона единой валюты.
В середине июля было подписано соглашение о создании МФС. Свои подписи под документом поставили министры финансов 17 стран: Австрии, Германии, Франции, Италии, Испании, Португалии, Ирландии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Словакии, Словении, Мальты, Греции, Кипра, Эстонии и Финляндии.
Предполагается, что лишь 80 млрд евро страны еврозоны внесут «живыми деньгами». Оставшиеся средства будут представлены гарантиями по привлекаемым механизмом ресурсам на рынке, а также обязательствами стран внести дополнительный капитал в случае необходимости.
Наибольшие суммы в фонд внесут три крупнейшие экономики еврозоны: Германия, Франция и Италия. Германия выделит для финансовой стабильности еврозоны около 190 млрд евро, Франция – 142,7 млрд долларов, Италия – 125,4 млрд.
Три страны, которым оказывается внешняя помощь от еврозоны, ЕС и МВФ, также не останутся в стороне: Ирландия должна обеспечить 11,1 млрд евро, Греция – 19,7 млрд евро, Португалия – 17,6 млрд евро. Наименьший взнос сделает Мальта – 0,5 млрд евро. Страны будут перечислять средства пятью равными частями ежегодно в течение пяти лет. Первый платеж должен состояться 2 января 2013 года.