Премьер Владимир Путин провел во вторник в Дубне заседание правительственной комиссии по высоким технологиями и инновациям. Место в подмосковной Дубне было выбрано не случайно. Здесь находится Лаборатория физики высоких энергий, где строится российский коллайдер (ускоритель частиц) в рамках международного проекта НИКА.
За последние шесть лет финансирование гражданских исследований в России увеличилось в три раза – с 77 до 230 млрд рублей
Путин заявил на заседании о необходимости приступать к созданию в России научных комплексов мирового уровня, которые по своим масштабам могут быть сопоставимы с уже реализованными в стране «космическими» и «ядерными» программами. Все условия для этого созданы, уверен премьер.
«Думаю, сейчас есть все необходимые условия для того, чтобы именно у нас, в России развернуть работы по созданию научных комплексов мирового уровня. Как говорят специалисты, исследовательских установок мега-класса», – цитирует Путина «Интерфакс».
Это должны быть установки «под стать знаменитому «адронному коллайдеру» и нацеленные на получение результатов нобелевского уровня», подчеркнул премьер.
Создание научных мега-проектов, по его словам, – это «не просто вопрос национального престижа, они позволяют концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, а, по сути, осуществить прорыв в будущее». Именно вокруг таких мега-проектов, как показывает опыт других стран, формируются целые научные кластеры и инновационная инфраструктура, способная заниматься коммерциализацией научных разработок. Такие проекты служат привлечению инвестиций и внедрению современных методов управления, добавил премьер.
Кроме того, благодаря реализации проектов «мега-сайенс» Россия может решить важнейшую проблему научных кадров и «утечки мозгов», уверен Путин. Единственный способ решения – создать условия, чтобы «талантливая и перспективная научная молодежь» могла «создать себе имя» именно в России, смогла реализовать здесь «свои смелые идеи» и при этом «работать на самом современном уникальном оборудовании».
В качестве примера Владимир Путин привел работу Европейской организации ядерных исследований, благодаря которой получили развитие криогенные технологии (использование низких температур). «Здесь, в Дубне, идет строительство комплекса предприятий «Бета», которые занимаются выпуском медицинского оборудования, в том числе установок по очистке крови на основе ядерных фильтров, разработанных в Объединенном институте ядерных исследований», – говорит Путин.
Российские ученые участвуют в реализации четырех международных мега-проектов. Это Большой адронный коллайдер в рамках Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН), создание термоядерного реактора ИТЭР во Франции, а также европейского лазера на свободных электронах и ускорителя тяжелых ионов в Германии. В Российскую Академию наук поступил ряд предложений об участии и в других международных мега-проектах.
На данный момент правительство определяется с тем, какие мега-проекты стоит реализовать в России. Пока определены шесть самых перспективных установок класса «мега-сайенс», которые можно рекомендовать к строительству в России, напомнил Путин. Среди них термоядерная исследовательская установка «Токамак ИГНЕТОР» и исследовательский реактор «ПИК». При этом список научных мега-проектов будет расширен, отмечает он.
Спешка неуместна
Такие научные мега-проекты, тем более международного класса, – это очень дорогое удовольствие, иногда их стоимость превышает десятки миллиардов долларов
Между тем премьер потребовал «сформулировать общие подходы и критерии к мега-проектам, четко и внятно сформулировать требования к ним, чтобы окончательное решение было объективным и максимально выверенным».
«Необходимо хорошо понимать, что принесет стране и российской науке реализация того или другого проекта. Будет ли к ним реальный интерес со стороны участников из других стран, насколько эффективно будут вложены государственные деньги», – подчеркнул Путин. По его словам, «все нужно просчитать и до деталей продумать – это тот случай, когда спешка абсолютно неуместна».
В первую очередь, заявил премьер, по каждому проекту следует разработать «дорожную карту», включающую жесткое определение финансовых обязательств всех участников проекта, в том числе зарубежных.
«Такие научные мега-проекты, тем более международного класса, – это очень дорогое удовольствие, иногда их стоимость превышает десятки миллиардов долларов. При этом большую часть расходов обычно несет страна-инициатор. По сложившейся практике, это процентов 50», – сказал глава правительства. Поэтому, считает премьер, такие проекты должны пройти международную экспертизу и широкое обсуждение в научном сообществе.
Российский коллайдер
Проводя заседание в Дубне, Путин не мог не осмотреть Лабораторию физики высоких энергий, где строится российский коллайдер. В проекте задействованы более 700 ученых из 32 стран. Ожидается, что проект будет завершен в 2017 году, а затраты российской стороны оцениваются от 300 млн до 1 млрд долларов. Технологии, которые используются при создании российского коллайдера, частично применяются при строительстве Большого адронного коллайдера в Швейцарии, однако большая часть оборудования не имеет аналогов в мире, уверил премьера руководитель лаборатории Владимир Кекелидзе.
Если в Швейцарии изучают «кирпичики Вселенной» (кварки и глюоны), то российский коллайдер изучает сверхплотное ядерное вещество. Главная задача российского коллайдера – получение нового вещества путем столкновения ядер. «Условия для создания этого вещества недостижимы ни в одной лаборатории мира», – сообщил Кекелидзе.
Путин у него поинтересовался, можно ли сравнить эти процессы с тем, что происходит при столкновении звезд и галактик. На что глава лаборатории ответил, что, опираясь на результаты исследований и опытов в коллайдере, ученые смогут получить данные о ранней Вселенной и изучить процессы, происходящие в звездах. Но главное – ученые смогут получить новые знания для практического применения.
Так, криогенные ускорители могут применяться в медицине, радиомедицине, ядерной энергетике, аэрокосмической области и электронике, уточнил Кекелидзе. «Сейчас изучается метод лечения рака с помощью пучков тяжелых ядер. Такие методы лечения сейчас только начинают разрабатывать в Японии», – рассказал глава лаборатории.
Напоследок Кекелидзе воспользовался случаем и попросил Путина увеличить финансовую поддержку исследований в рамках проекта НИКА, реализация которого «будет символом лидерства России в мировой фундаментальной науке». А на заседании Путин похвастался, что за последние шесть лет финансирование гражданских исследований в России увеличилось в три раза – с 77 до 230 млрд рублей.