Еврокомиссия заблокировала покупку Газпромом 50% в газовой торговой площадке Central European Gas Hub GmbH (CEGH), сообщил заместитель председателя правления Газпрома и генеральный директор «Газпром экспорта» Александр Медведев.
Еврокомиссия начала искать в этом подоплеку, что мы через этот хаб хотим поработить Европу, придать нам какие-то намерения, которых у нас нет
«Мы не скрывали своего желания войти в этот хаб. У нас есть понимание, что ликвидность этого хаба зависит от нас. Еврокомиссия, несмотря на желания наших партнеров, начала искать в этом подоплеку, что мы через этот хаб хотим поработить Европу, придать нам какие-то намерения, которых у нас нет», – цитирует Медведева «Интерфакс».
«Если Еврокомиссия не применяет к нам презумпцию порядочности, тогда пускай сами создают ликвидность хабу. Я вообще разочарован. Неодобрение Еврокомиссии очень близоруко. Они выдали нам неприемлемые для нас условия. Потребовали отдать и голову и ноги, чтобы войти в этот хаб. Надеюсь, что рано или поздно деловая логика возьмет верх», – добавил он.
Central European Gas Hub (CEGH) – это Центрально-европейский газотранспортный узел. Он является собственностью «дочки» австрийской компании OMV – Gas&Power GmbH OMV (доля – 80%) и оператора Венской фондовой биржи – Wiener Borse AG (20%). Это один из наиболее важных транспортных узлов для поставок природного газа в Центральной Европе. Он предоставляет международную газовую торговую платформу в Баумгартене и соседних точках австрийской газотранспортной системы.
Газпром подписал с OMV соглашение, по которому он должен получить 50% австрийской газовой торговой площадки CEGH, еще в январе 2008 года. Правда, осенью того же года появилась информация о том, что количество желающих участвовать в развитии Центрально-европейского газового хаба в Баумгартене увеличилось. Партнерами Газпрома и австрийской OMV должны были стать оператор Венской фондовой биржи Wiener Borse AG и Centrex Europe Energy&Gas AG.
Планировалось, что российская монополия и OMV получат в этом случае по 30%, а остальные две компании – по 20%. Стороны также договорились создать на базе хаба Центрально-европейскую газовую биржу для торговли спотовыми и фьючерсными контрактами на газ. Газпрому это помогло бы получить дополнительную прибыль от продажи газа конечным потребителям в Европе.
В 2009 году OMV продала только 20% акций CEGH оператору Венской фондовой биржи Wiener Borse AG. Газпром же настоял на покупке 50% акций. Но Еврокомиссия заблокировала эту сделку.
«С учетом того, что Европа пытается увеличивать долю спотовых торгов газом, для Газпрома этот опыт рыночной торговли был бы интересен и полезен. Если он хочет помимо долгосрочных контрактов еще и заниматься поставками газа на спотовый рынок и конкурировать с другими участниками», – говорит газете ВЗГЛЯД директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
«Зачем создавать такую ситуацию»
«Но Евросоюз боится увеличения влияния Газпрома в Европе. Эта покупка позволила бы российской монополии стать ближе к конечному потребителю в Европе. Но Еврокомиссия не хочет, чтобы Газпром монополизировал их рынок, поэтому заблокировала сделку», – говорит отраслевой аналитик ИФК «Метрополь» Сергей Вахрамеев.
«Газпром сейчас все больше и больше наращивает свое присутствие в Европе. Последняя тенденция – отказ от атомной энергетики в Германии и Швейцарии. За счет этого доля Газпрома на газовых рынках в Европе будет только расти. Если при этом Газпром будет владеть еще и газовой инфраструктурой, то, по мнению Еврокомиссии, это приведет к усилению монопольного положения российской компании в Европе, – объясняет Сергей Пикин. – Позиция Еврокомиссии понятна. Чем меньше мы владеем какими-то предприятиями в Европе, тем больше будет конкуренции и Европа будет меньше зависеть от России и от Газпрома в частности».Впрочем, когда производитель ресурсов контролирует биржу, где эти ресурсы продаются, – это на самом деле не совсем правильная ситуация с точки зрения работы рыночного механизма, может быть нарушена конкуренция, добавляет эксперт. Газпром в этом случае может устанавливать правила игры, по которым выставляются цены и работают участники рынка.
С другой стороны, добавляет эксперт, у Еврокомиссии всегда найдутся инструменты для ограничения действующих монополистов, если это необходимо. «Но комиссии проще не создавать даже предпосылок для появления компаний с монопольным положением. Здесь есть только потенциальные риски, но в Еврокомиссии считают, зачем создавать такую ситуацию, если этого можно не делать», – говорит Пикин.
#{smallinfographicleft=266262}Плюс сказывается «общая нелюбовь Евросоюза к Газпрому», считает эксперт. С одной стороны, Газпром поставляет энергоресурсы, без которых Европа не может обойтись, но с другой – Еврокомиссия старается ограничивать права Газпрома, чтобы обезопасить европейский рынок и снизить его зависимость от российского газа.
Эксперт не исключает, что снижение объема акций в сделке могло бы положительно повлиять на решение комиссии. Однако владение небольшим пакетом, который не позволяет участвовать в принятии решений, для Газпрома нецелесообразно, считает он. «Газпром же не занимается портфельными инвестициями. Ему проще покупать трейдеров, как он это делал в последние годы, к примеру, в Англии», – говорит Пикин.
Рекордная выручка
Между тем Газпром продолжает наращивать экспортную выручку на фоне высоких нефтяных цен и роста спроса на газ в Европе, а угрозы европейских стран закупать газ на спотовом рынке продолжает не воспринимать всерьез.
В 2011 году Газпром рассчитывает поставить за рубеж не менее 155 млрд кубометров природного газа. Это максимальный годовой прогноз. «Результаты первых месяцев 2011 года делают его реалистичным», – считает Медведев. Так, в первом квартале 2011 года Газпром увеличил экспорт газа в Европу на 12% в годовом выражении, в апреле – на 20% к апрелю 2010 года, в мае – уже на 30%. За пять месяцев экспорт газа в Европу вырос на 17%.
Выручка Газпрома от экспорта газа в дальнее зарубежье в этом году, по прогнозу Александра Медведева, превысит 60 млрд долларов против 43,87 млрд долларов в 2010 году. Таким образом, выручка 2011 года приблизится «к рекордной выручке 2008 года», добавляет он. Средняя цена поставок газа в этом году составит около 400 долларов за тысячу кубометров.
Рост объемов экспорта за пять месяцев у Газпрома эксперты считают логичным. «Спрэд между спотовой ценой и ценами на газпромовский газ, благодаря дестабилизации в Ливии, в этом периоде сократился до нуля, и покупать газ у Газпрома стало выгодно», – отмечает аналитик Инвесткафе Анастасия Соснова. В прошлом году спотовая цена была ниже газпромовской примерно в 1,5 раза, а объемы экспорта российского газа вопреки восстановлению европейского спроса на газ не выросли, напоминает она.
«Многие иллюзии, касающиеся спотового рынка, если не уже исчезли, то исчезают. Для этого есть два фактора – ликвидность и уровень цен», – считает Медведев. Если после кризиса спотовые цены на газ были некоторое время ниже цен долгосрочных контрактов Газпрома, то в ближайшие два года, предрекает он, спотовые цены сравняются с уровнем долгосрочных и даже будут выше.
Так, спотовые цены на газ зимой 2011–2012 года, по его прогнозу, превысят 400 долларов за тысячу кубометров газа, передает Reuters. При этом цены на газ по долгосрочным контрактам для европейских потребителей вырастут в декабре до 500 долларов за тысячу кубометров, прогнозировал ранее глава Газпрома Алексей Миллер.
Кроме того, Газпром намерен воспользоваться ситуацией в Европе, где некоторые страны стали отказываться от мирного атома после катастрофы на японской АЭС. Теперь Европе необходимо создавать новые газогенерирующие мощности. «Вместе с «Газпромэнергохолдингом» мы заканчиваем исследования наиболее перспективных рынков и до конца 2011 года определим перечень перспективных проектов с учетом закрытия АЭС в Германии и Швейцарии», – рассказал Александр Медведев.
При этом он подчеркнул, что Газпром хочет работать не только поставщиком, но и оператором в области электричества. По его словам, у Gazprom Marketing and Trading накоплен большой опыт работы на рынке электроэнергетики и сопутствующих биржевых инструментов. По его словам, Газпром обсуждает возможность сотрудничества в этой области с E.ON, такие перспективы обсуждались с Wintershall, и скоро состоится встреча с главой RWE Юргеном Гроссманом.