В пятницу президент России Дмитрий Медведев вручил на Петербургском Международном экономическом форуме премию «Глобальная энергия». В этом году у нее два лауреата – американский физик Артур Розенфельд и россиянин, директор Института проблем электрофизики и электроэнергетики РАН, член Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН Филипп Григорьевич Рутберг.
Можно прямо на месте генерировать энергию из пластика. Если это недалеко от берега, целесообразно бросить кабели
Американский ученый последние 30 лет посвятил изобретению разных путей сбережения энергии. Именно благодаря Артуру Розенфельду потребление электроэнергии в Калифорнии осталось неизменным с середины 70-х годов. Впоследствии этот эффект назвали «эффектом Розенфельда».
А Филипп Рутберг отмечен ученым сообществом за «фундаментальные исследования, разработку и создание энергетических плазменных технологий». На основании исследований в области плотной низкотемпературной плазмы он создал специальное оборудование и разработал эффективные и экологичные технологии переработки бытовых отходов. Полученная в результате энергия способна обеспечить теплом и электричеством большое количество людей.
Филипп Рутберг любезно согласился дать интервью корреспонденту газеты ВЗГЛЯД. Ученый рассказал о том, как эффективно использовать мусор, а также обрисовал свое видение глобальных энергетических проблем.
ВЗГЛЯД: Филипп Григорьевич, на пресс-конференции вы упомянули о загрязнении Мирового океана, в котором плавают тонны пластика. И сказали, что даже эту проблему можно использовать во благо. Хотелось бы узнать поподробнее, как это сделать.
Филипп Рутберг: Да, Мировой океан загрязнен пластиком. Даже больше скажу, там не тонны, а миллионы тонн пластика. Собственно говоря, он накапливался в океане уже примерно в течение семидесяти лет. И речь не только о том, что бросается с кораблей, но и о том, что смывается реками. И есть такие места, где все это скапливается, там создаются целые острова из пластика. Таких островов только в Тихом океане четыре штуки, есть в Атлантике, в Средиземноморье, везде.
ВЗГЛЯД: То есть весь мусор сбивается в одну точку и образуется остров?
Ф.Р.: Даже не в точку. Есть даже один такой остров размером с Техас. Часто они у побережья образуются. В частности, в Индии, в Индонезии, а сейчас в Японии такое наблюдается. Волна ведь в Японии смыла не только электростанции, но и огромное количество пластика. И если мне память не изменяет, то у побережья этой страны порядка двухсот тонн пластика ежедневно скапливается.
Есть проблема загрязнения и на суше, конечно, но я пока говорю о море. Так вот, пластик разлагается очень медленно. А там водоросли, рыбы. На побережье Мирового океана живут 3 млрд людей, и это все употребляется потом в пищу. Это чрезвычайно опасно.
ВЗГЛЯД: И какие есть идеи по поводу извлечения пользы из пластика?
Ф.Р.: В то же время пластик – это чрезвычайно калорийное сырье. Сжигать его неэффективно. Он сам по себе почти не горит. Но если его собрать и нашим плазменным методом переработать, это будет очень эффективный выход. Грубо говоря, один килограмм переработанного нашим методом пластика может обеспечить одну семью в течение суток электричеством. А это миллионы тонн.
ВЗГЛЯД: На практике эта технология уже используется вами?
Ф.Р.: Да. Мы используем ее в ряде установок. И эта идея сейчас обсуждается, потому что проблема стоит в мире очень остро. Что предлагается? Нужно взять корабль, поместить на него нашу установку, послать его в воды Мирового океана, туда, где есть пластик, и собирать его. Система сбора уже есть. Она устроена по принципу кита, как кит, знаете, процеживает воду, а мелочь остается. Можно прямо на месте генерировать энергию из пластика. Если это недалеко от берега, целесообразно бросить кабели, а если далеко, если корабль в открытом океане или стоит у этого мусорного острова, то есть технологии переработки уже полученного синтез-газа.
Безусловно, это проблема международного плана. Ни одна страна сама по себе не сможет совершить прорыв в этом направлении. А вот если объединить усилия, то все получится. В частности, имело бы смысл объединить усилия США, Японии, наши.
ВЗГЛЯД: Иностранные коллеги уже заинтересовались этим?
Ф.Р.: Пока ничего не могу сказать. Возможно сейчас, в ближайшее время что-то будет известно. Я немножко преждевременно огласил эту идею, потому что это может быть идея, с которой выступит наше государство, что, в общем-то, достойно великой державы, которой мы являемся.
ВЗГЛЯД: В этом году произошла страшная авария на японской атомной станции «Фукусима». Как это, на ваш взгляд, скажется на развитии энергетики?
Ф.Р.: Это печальное событие. Но без ядерной энергетики, видимо, не прожить, да и не нужно. Во Франции, например, около 80% электроэнергии производится на атомных станциях. В дальнейшем появятся какие-то новые типы реакторов, потом термоядерная энергетика. Эта сфера будет развиваться, может быть, только не так быстро. Но из всего произошедшего, конечно, нужно делать выводы.
ВЗГЛЯД: Американскому профессору Артуру Розенфельду был задан вопрос о том, как он экономит энергию у себя дома в Калифорнии. А что делаете для этого вы у себя дома в Петербурге?
Ф.Р.: О двух главных вещах скажу. Нужно окна хорошие сделать, чтобы тепло не вытекало. И разумно относиться к расходованию электричества. В нашей стране самое главное – это заткнуть дыры, починить крыши, обеспечить их изоляцию. Это сэкономит 40% энергии.