Группа ГАЗ, входящая в «Базовый элемент» Олега Дерипаски, подписала с немецким концерном Volkswagen соглашение о выпуске автомобилей Volkswagen и Skoda на мощностях Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде. Партнеры инвестируют в общей сложности более 200 млн евро в модернизацию производственных мощностей, из которых 85 млн евро вложит группа ГАЗ, рассказал исполнительный вице-президент VW Детлеф Виттиг, передает «Интерфакс».
В ноябре этого года в Нижнем Новгороде стартует выпуск Skoda Yeti, а в 2013 году – новой Skoda Octavia и обновленной VW Jetta
Эти средства также пойдут на закупку нового оборудования и строительство нового сварочного комплекса. Соглашение о сотрудничестве подписано на восемь лет, однако стороны готовы его продлить в будущем.
VW планирует начать выпускать в Нижнем Новгороде три модели. В ноябре этого года стартует выпуск Skoda Yeti, а в 2013 году – новой Skoda Octavia, производство которой будет перенесено с калужского завода VW, а также обновленной VW Jetta.
Skoda Yeti будет собираться сначала по схеме SKD (крупноузловая схема), а с конца 2012 года – по схеме CKD (производство полного цикла со сваркой, окраской и сборкой). В этом году на площадке Горьковского автозавода будет выпущено 6 тыс. таких моделей, а в 2012 году – уже 20 тыс. штук. В 2013 году вместе с запуском в производство Skoda Octavia и VW Jetta объем выпуска на ГАЗе иномарок вырастет до 53,6 тыс. штук. А к 2015 году VW намерен выйти на максимальные объемы производства в 110 тыс. иномарок в Нижнем Новгороде: 20 тыс. Yeti, 40 тыс. Jetta и 50 тыс. Octavia.
Виттинг не исключает, что модельная линейка на ГАЗе может быть расширена, однако пока этот вопрос только обсуждается. «У нас есть еще 1,5 года, чтобы подготовиться к ответу на этот вопрос», – сказал он.
Почему Yeti
Выбор моделей для производства на нижегородской площадке вполне логичный. «Модели Skoda являются бюджетными по меркам VW, которые смогут обеспечить более высокие объемы выпуска и продаж, чем премиальные бренды немецкого концерна», – говорит аналитик ИФК «Метрополь» Алексей Рожков. Однако рассчитывать на снижение цен за счет локализации производства вряд ли стоит, добавляет он.
«Снижение цен не приводит однозначно к росту объемов продаж в России, поэтому автоконцерны не спешат это делать. К тому же рынок показывает высокий рост», – замечает эксперт. С другой стороны, локализация производства позволит увеличить рентабельность завода.
У VW уже есть завод в Калужской области, который в этом году выйдет на объемы производства 150 тыс. автомобилей в год. Skoda Octavia уже сейчас собирается на калужском заводе VW, а в 2013 году ее производство будет лишь перенесено на нижегородскую площадку, чтобы уступить место другой модели. В Skoda пока не говорят, что это может быть за модель.
Octavia – самая продаваемая в России в модельной линейке Skoda (занимает 17-е место в топ-25 самых популярных автомобилей в России по итогам пяти месяцев 2011 года). В январе-мае россияне купили 14,1 тыс. Octavia. Вторая по популярности модель в линейке Skoda – Fabia, которая также выпускается в Калуге, третья – городской кроссовер Yeti, сборка которой и стартует в ноябре в Нижнем Новгороде.
VW Jetta в линейке VW является далеко не самой продаваемой. На первом месте – VW Polo Sedan (занимает 15-е место в рейтинге AEB самых популярных моделей в России), далее идут более дорогой седан VW Passat и кроссовер VW Tiguan. Однако все эти модели уже выпускаются в России на калужском заводе. Обновленная Jetta, которая еще даже не продается на европейском рынке, будет прописана в Нижнем Новгороде.
На данный момент на заводе VW в Калужской области всего собирается шесть моделей: Volkswagen Polo Sedan, Volkswagen Tiguan, Skoda Octavia, Skoda Fabia, а также Volkswagen Touareg и Volkswagen Multivan.
Продажи машин в России как у Skoda, так и у VW идут прекрасно. Так, за пять месяцев этого года марка VW увеличила продажи на 98% – до 34,4 тыс. штук, а Skoda – на 63%, до 25,5 тыс. штук. В итоге VW на 10-м месте в рейтинге AEB самых продаваемых автомобильных марок, а Skoda – на 13-м. Skoda в этом году вообще показывает рекордные продажи. В мае было продано 6,1 тыс. Skoda – это лучший месячный результат за всю историю марки в России.
Интерес VW
#{smallinfographicleft=339469}VW в партнерстве с группой ГАЗ в мае подписал соглашение о промсборке с Минэкономразвития, по которому в течение восьми лет сможет ввозить импортные автокомплектующие по льготным таможенным ставкам. В обмен на это концерн должен организовать производство в России объемом не менее 300 тыс. автомобилей в год и довести уровень локализации производства до 60% от добавленной стоимости автомобиля.
Завод VW в Калужской области в этом году выйдет на объемы производства 150 тыс. автомобилей в год. К 2018 году, как говорит глава совета директоров Skoda Auto Винфрид Фаланд, мощности этого завода могут вырасти до 200 тыс. автомобилей в год. Таким образом, вместе с нижегородской площадкой VW готовится выйти на общие объемы производства в 300 тыс. автомобилей в год, предусмотренных соглашением о промсборке.
Что касается локализации, то, по словам Виттига, у каждой модели, выпускаемой на ГАЗе она будет разной, однако в среднем в течение 2–2,5 лет она составит порядка 60%. В частности, немецкий концерн будет выпускать в России штампованные детали для нижегородских Volkswagen Jetta (для остальных моделей эти детали будут импортироваться). Кроме того, из России будут поставляться внутренние отделочные материалы, шины и колеса для моделей. В планах VW также строительство завода по производству двигателей. Однако подробности о «моторном проекте» в концерне пока не раскрывают.
«Сложно оценить, насколько выгодней было бы построить дополнительные мощности для выпуска этих моделей по сравнению с использованием площадки группы ГАЗ. Однако главное, что модернизировать имеющиеся мощности можно быстрее. Кроме того, VW делит риски с российским партнером в случае, если спрос не оправдает ожидания», – говорит газете ВЗГЛЯД Андрей Рожков.
Зачем ГАЗу иномарки
Группа ГАЗ договаривается с иностранными концернами для того, чтобы загрузить свои пустующие мощности в Нижнем Новгороде и вернуть 500 млн инвестиций, вложенные в неудачный проект запуска модели Volga Siber.
Напомним, что группа ГАЗ еще в 2006 году купила у Chrysler сборочную линию полного цикла мощностью 160 тыс. машин в год вместе с правами на производство своего автомобиля на платформе Chrysler Sebring предыдущего поколения. Производство Volga Siber в Нижнем Новгороде началось в августе 2008 года, однако из-за кризиса и слишком высокой цены машина не пользовалась популярностью. Вместо 160 тыс. машин в год ГАЗ продавал всего по несколько тысяч. Осенью группа ГАЗ прикрыла этот убыточный проект.
Теперь на этой площадке будут собираться легковые иномарки Skoda и VW. Среди желающих воспользоваться пустующими мощностями Горьковского автозавода оказался также и концерн Daimler. В декабре прошлого года группа ГАЗ договорилась с Daimler о выпуске в Нижнем Новгороде коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter.