Доминик Стросс-Кан выступил с речью, приуроченной к скорому открытию очередной сессии руководящих органов МВФ и Всемирного банка в университете им. Джорджа Вашингтона в столице США.
Нам нужна глобализация нового рода, более справедливая глобализация
Он заметил, что модель устройства экономики, каковой она была до кризиса, показала свою несостоятельность и, по сути, себя изжила.
«Перед нами теперь стоит задача восстановить основы стабильности с тем, чтобы они выдерживали проверку временем и чтобы следующий этап глобализации работал на благо всех», – цитирует его ИТАР-ТАСС.
Пока, с его точки зрения, экономическое положение в мире остается весьма нестабильным и неопределенным. Особенно его беспокоит ситуация с долговыми проблемами в Европе и дестабилизация на Ближнем Востоке.
В первом случае он советует принять «всеобъемлющее решение, основанное на общеевропейской солидарности». А во втором ждет перспективных перемен в политических, экономических и социальных институтах.
Что же касается перемен, которые принес кризис, то Доминик Стросс-Кан ожидает, что макроэкономическая модель поменяется с учетом перераспределения ролей в пользу государства. Однако пока этого недостаточно. По его мнению, финансовому сектору необходимо серьезное хирургическое вмешательство в плане регулирования.
«Кризис вырос из культуры безоглядного риска, и эта культура, к сожалению, живет и здравствует до сих пор», – сказал он.
Директор-распорядитель МВФ посетовал, что экономике не хватает справедливости. И финансовая глобализация только усиливает неравенство при распределении доходов. В отличие от торговой глобализации. И именно рост неравенства, по его мнению, стал одной из тайных пружин кризиса.
«В более долгосрочной перспективе устойчивый рост ассоциируется с более справедливым распределением доходов, – сказал Доминик Стросс-Кан. – Нам нужна глобализация нового рода, более справедливая глобализация, глобализация с человеческим лицом. Блага от экономического роста должны широко распределяться, а не просто присваиваться горсткой привилегированных людей».
Доминик Стросс-Кан вспомнил одного из «отцов-основателей» МВФ Джона Мейнарда Кейнса, который в 1933 году писал: «Декадентский интернациональный, но индивидуалистический капитализм, в руках которого мы находимся после Первой мировой войны, успехом не увенчался. Он не разумен. Он не красив. Он не справедлив. Он не добродетелен. И он не дает желаемого результата. Короче говоря, он нам не нравится, и мы начинаем его презирать. Но когда мы задаемся вопросом о том, чем его заменить, нас охватывает крайнее недоумение».
Любопытно, что с призывом к более справедливой экономике, к капитализму с человеческим лицом еще до кризиса выступал Билл Гейтс. Господин Гейтс, который, кажется, умеет извлекать выгоду из всего, призывал бизнес развивать свою деятельность в бедных странах, даже если это не приносит прибыли. Глава Microsoft назвал такую форму экономики «креативным капитализмом».
Билл Гейтс надеялся, что бизнес поймет, что на тех рынках, где получение прибыли сейчас практически невозможно, компании все равно должны осуществлять свою деятельность, понимая, что они делают доброе дело.
Понимая, что такие высокие идеалы могут быть не восприняты многими компаниями, которые ориентированы на достижение практического результата, Гейтс призвал правительства стран поддерживать те компании, которые будут руководствоваться идеями «креативного капитализма».