На днях Федеральная миграционная служба (ФМС) представила проект концепции государственной миграционной политики до 2025 года, в которой описываются механизмы привлечения иностранной рабочей силы.
К нам должны ехать подготовленные специалисты. Причем в соответствии с экономическим развитием страны
Революционность концепции состоит в том, что ФМС предлагает привлекать новых мигрантов в Россию отменой разрешения на временное проживание и усовершенствованной системой получения вида на жительство. Для временных трудовых мигрантов предполагается отмена механизма квотирования и замена его «дифференцированными механизмами».
Необходимость принятия такой концепции обусловлена снижением численности трудоспособного населения в долгосрочной перспективе. С 1989-го по 2011 год естественную убыль населения России за эти годы в 12 млн человек в значительной степени компенсировала именно миграция – миграционный приток составил примерно 8 млн человек за весь период.
Однако предложение отказа от квотирования привлечения иностранных рабочих может привести к росту нелегальной миграции граждан из тех стран, с которыми действует безвизовый режим.
О том, в чем суть и революционность концепции, газете ВЗГЛЯД рассказал глава Федеральной миграционной службы России Константин Ромодановский.
ВЗГЛЯД: Почему необходимо отказаться от квотирования трудовых мигрантов?
Константин Ромодановский: Что такое квота? Это ограничение. Тот механизм квотирования, который действует на сегодняшний день, при котором малый и средний бизнес не может получить иностранные рабочие руки, он негибкий, недейственный и неэффективный. Такой механизм нужно менять.
Мы не против ограничения, а за. И это касается тех, кто работает на стройках. От них только головная боль. Будут они работать или нет, мы не знаем. Но уверены, что это дополнительная нагрузка на правоохранительные органы, на наши структуры. У нас безвизовый режим со странами СНГ. Мы должны четко знать, сколько людей прибывает в Россию, с какого времени они находятся в стране.
Привлечение мигрантов является важным источником восполнения естественной убыли населения. Однако мы заинтересованы в привлечении иностранных граждан, ориентированных на долгосрочное пребывание в России, тех, кто хочет стать нашими гражданами. Важнейшим условием здесь будет знание русского языка и культуры, а также соблюдение законодательства.
#{smallinfographicleft=399381}ВЗГЛЯД: Не случится ли так, что с отменой квотирования у нас случится наплыв неквалифицированной рабочей силы из ближнего зарубежья?
К.Р.: Ни мне, ни вам не нравится, что какие-то люди на каких-то стройках таскают мешки. Нам такие специалисты не нужны. Такие вопросы можно решить механизацией, поднимая технический уровень. А вот те люди, которые располагают руками и трезвой, свежей головой, безусловно, нужны. Нужны и академики, и люди, которые умеют закручивать гайки со специальной резьбой. Но не уборщики и мусорщики.
ВЗГЛЯД: То есть будет сделан акцент на привлечение квалифицированной рабочей силы?
К.Р.: Об этом как раз и идет речь.
ВЗГЛЯД: А есть ли подсчеты, какое количество рабочей силы нам необходимо?
К.Р.: Оценка миграционной службы – порядка 5 млн человек.
ВЗГЛЯД: Это только квалифицированных специалистов?
К.Р.: Это суммарная цифра. ВЗГЛЯД: Почему российские безработные не могут восполнить нехватку рабочей силы?
К.Р.: Безработица – это конфликт интересов, который заключается в том, что где-то что-то не устраивает работодателя, а работника не устраивает заработная плата, которую ему предлагают. Можно, конечно, пойти по запретительному сценарию, но надо сначала решать вопрос конфликта интересов. Нужно решать, по какому пути мы пойдем: запретиловка или экономика? Миграция должна быть экономически выгодна. Должен существовать баланс прав, которые предоставляются мигрантам, и тех обязанностей, которые на них возлагаются.
ВЗГЛЯД: В чем заключается дифференцированный механизм привлечения иностранной рабочей силы, который вы предлагаете?
К.Р.: К нам должны ехать подготовленные специалисты. Причем в соответствии с экономическим развитием страны. Допустим, нам нужны сейчас строители на Дальнем Востоке. Экономика определяет потребности, исходя из них мы будем уже думать о привлечении иностранной рабочей силы и трудовых руках.
ВЗГЛЯД: Будет ли облегчена процедура получения российского гражданства для трудовых мигрантов?
К.Р.: Она уже и так облегчена, они сразу получают вид на жительство. Сейчас и так адекватные подходы к решению этого вопроса.