В январе – феврале продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей выросли на 77% до 293,5 тыс. машин, приводит данные комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB). В январе россияне купили на 72% больше новых авто, в феврале – на 80% (165,5 тыс. авто). В AEB такой рост называют «обнадеживающим».
Залогом успешного развития рынка являются «высокие цены на нефть, способствующие восстановлению экономики, а также действие государственной программы льготного кредитования», считает вице-председатель комитета и глава Ford в РФ Марк Овенден.
В ассоциации ожидают дальнейшего роста рынка. Пока прогноз AEB на 2011 год остается прежним – 2,24 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 18% выше результатов 2010 года (1,9 млн авто). Однако, по словам председателя комитета Дэвида Томаса, AEB может изменить прогноз в сторону увеличения исходя из итогов марта и первого квартала.
Новый седан Hyundai Solaris за первый же месяц продаж сумел обойти своего главного конкурента – Volkswagen Polo седан
По данным АЕБ, в 2010 году продажи авто выросли на 30% до 1,9 млн штук после 49-процентного падения в 2009 году. Впрочем, результат 2010 года пока еще на 34% меньше докризисного уровня – показателя 2008 года. Поэтому рынку есть куда расти.
Лидером на авторынке по-прежнему остается Lada: в феврале «АвтоВАЗ» продал 37,5 тыс. машин, превысив прошлогодний показатель на 86%. Российский автопроизводитель показывает рост 12-й месяц подряд. Главным рупором продаж Lada является госпрограмма утилизации подержанных автомобилей. Однако в марте – апреле будут выданы последние утилизационные сертификаты, и продлевать действие программы Минпромторг не собирается. Это может негативно сказаться на продажах Lada.
Впрочем, до осени «АвтоВАЗ» продолжит выдавать машины по сертификатам, что сдержит риск падения продаж. Российский концерн надеется перекрыть уход «классики» и падение реализации появлением новой Lada Granta, продажи которой стартуют в декабре этого года, говорит газете ВЗГЛЯД замдиректора «Автостат» Сергей Удалов. Впрочем, Lada Granta может сыграть злую шутку, став конкурентом Lada Kalina, замечает эксперт.
На втором месте среди иномарок японская марка Nissan, сумевшая в феврале увеличить продажи в три раза до 10,5 тыс. штук. Высокий результат японской марке обеспечили бестселлеры Qashqai и Tiida, на которые в прошлом месяце пришлась почти половина продаж Nissan, отмечают в «Автостате». По данным AEB, Qashqai входит в десятку самых популярных автомобилей в России, в феврале увеличив продажи на 466%. Продажи Tiida, которая занимает 23-е место в рейтинге, выросли на целых 1299%.
На третье место в рейтинге автопроизводителей опустилась корейская Kia с результатом 10,2 тыс. машин (рост на 80%). Впрочем, по итогам двух первых месяцев года Kia сохранила свое первенство среди иномарок, которое неожиданно завоевала в январе этого года. Chevrolet, которая удерживала лидерство на рынке среди иномарок последние четыре года, пока не удалось догнать корейцев.
В феврале Chevrolet опустилась с третьего на пятое место с результатом 9,8 тыс. авто (рост на 56%), пропустив вперед не только Nissan и Kia, но еще и Renault. Французы продали в феврале 9985 машин (рост на 105%), обеспечив себе четвертое место. В десятку самых продаваемых марок по итогам февраля также вошли Hyundai с результатом продаж 9484 штук (рост на 41%), Toyota – 8188 штук (рост на 103%), Ford – 6646 штук (рост на 50%), Volkswagen – 5464 штук (рост на 94%) и Daewoo – 5193 штуки (рост на 70%).
«Колебания в диапазоне одного–двух месяцев говорят об определенных сбоях в компаниях, но они не показательны», – говорит Сергей Целиков. По его словам, у Chevrolet невысокий рост продаж можно объяснить провалом поставок. Успех Kia – привлекательной ценовой политикой, а также интересной для зимнего времени года модельной линейкой, которая состоит из внедорожников. Те же Kia Sportage сейчас в дефиците. Nissan сумел удовлетворить растущий спрос на свои Qashqai и Tiida. «Как только отдельные компании решат свои проблемы, ситуация с продажами может серьезно измениться. Нельзя списывать со счетов также Renault и Nissan в этой борьбе», – замечает эксперт.
По данным AEB, самыми продаваемыми автомобилями в России по-прежнему остаются четыре модели Lada. Однако в феврале наблюдается смена лидера. Рейтинг 25 самых продаваемых автомобилей в России возглавила не «классика», а Lada Kalina, которая увеличила продажи в три раза до 9673 машин.
На второе место поднялась Lada Priora, показав рост на 36,3% до 8956 штук. «Классика» спустилась на третье место с результатом продаж в 8589 штук. Это объясняется прекращением выпуска Lada 2105 на «АвтоВАЗе» и переносом производства Lada 2107 на «Ижавто». На четвертом месте по-прежнему Lada Samara с результатом реализации в 6397 штук. Впрочем, продажи этой модели растут ниже рынка: в феврале рост составил лишь 21,2%.
Среди иномарок самой популярной моделью в феврале осталась Renault Logan, которая продолжает увеличивать отрыв от прошлогоднего лидера Ford Focus. Концерн Renault сумел досрочно запустить третью смену на заводе «Автофрамос», где собираются Logan.
Продажи этой бюджетной модели в феврале выросли на 45% до 5939 штук, а у соперника Focus – до 4860 штук. Сопоставимые продажи у Lada 4X4. За ним следует Chevrolet Niva. Замыкают десятку лидеров на российском рынке Hyundai Solaris и Nissan Qashqai, которые продали 3393 и 3321 автомобиль в феврале.
Новый седан Hyundai Solaris, продажи которого стартовали в России 8 февраля, за первый же месяц сумел обогнать Volkswagen Polo седан, продажи которого начались в сентябре прошлого года. Обе модели созданы иностранными автопроизводителями специально для российского рынка. В феврале россияне купили 3406 Solaris, и эта новинка сразу стала девятой по популярности. Продажи главного конкурента – Volkswagen Polo – оказались ниже – 2867 штук, модель заняла 11-е место в рейтинге.
Между двумя моделями идет жесткая конкурентная борьба, отмечает Сергей Удалов. «Polo уже продается почти полгода, и на модель длинные очереди. Solaris только поступил на рынок, что подстегивает ажиотажный спрос. К тому же Hyundai смог оценить преимущества соперника и сделать цены на свои машины чуть ниже в одинаковых комплектациях», – считает эксперт.
Далее в борьбе победит тот, у кого больше возможностей для увеличения объемов производства. У Hyundai они явно выше: у корейцев есть завод проектной мощностью 150 тыс. машин в год, на котором выпускается пока только одна модель Solaris. У VW тоже есть завод, однако там более широкая производственная линейка моделей. Таким образом, корейцы смогут более оперативно реагировать на рост спроса.