За минувшую неделю евро укрепился на 1,7% к доллару – до 1,3987 доллара. Это самый значительный рост по итогам пяти сессий с недели, завершившейся 21 января, отмечает агентство Bloomberg. В конце недели евро поднимался выше уровня 1,4 доллара – так высоко рынок оценивал преимущество европейской валюты перед долларом осенью прошлого года, когда принималось решение о запуске печатного станка в США.
Сейчас нет факторов, которые спровоцировали бы рост российской валюты до уровня 23-24 рубля за доллар
Официальный курс доллара к рублю с 6 марта – 28,17. С начала месяца американская валюта подешевела к российской более чем на 73 копейки. О том, каковы истинные причины падения «американца» и до каких уровней может опуститься курс доллара, газете ВЗГЛЯД рассказал руководитель аналитического отдела компании «АЛЬПАРИ» Егор Сусин.
ВЗГЛЯД: Снижение доллара в последние дни выглядит каким-то уж слишком резким. На ваш взгляд, это работа спекулянтов на фоне роста нефтяных цен или, может быть, тому есть какие-то скрытые причины?
Егор Сусин: Глубоких скрытых причин здесь нет. Здесь одна причина – рост цен на нефть, когда они уже превысили 100 долларов за баррель. То есть увеличение стоимости сырья – основной фактор движения рубля. Естественно, здесь работает и спекулятивный фактор, который толкает российскую валюту еще выше. Но основное – это нефть, которая провоцирует и вложения в российские финансовые активы, и укрепление рубля.
ВЗГЛЯД: Несмотря на разговоры в мире о том, что взлет сырьевых котировок негативно отразится на инфляции многих стран, никаких действий против роста цен на нефть до сих пор никто не предпринял. В этом смысле может что-то измениться?
Е.С.: Думаю, изменится, но изменится несколько позднее. Сейчас ситуация такова, что в общем-то невозможно что-то противопоставить этому, кроме ужесточения монетарной политики разными странами. Европейский центральный банк (ЕЦБ) уже начал бороться с инфляцией, США об этом пока не задумываются. А основной поставщик ликвидности сейчас – это Соединенные Штаты. Поэтому ситуация может измениться, если они начнут проводить более жесткую монетарную политику.
Пока этого нет. Напряженность на Ближнем Востоке сохраняется, а инструментов сколь бы то ни было заметно притормозить рост нефтяных цен нет. В данный момент нереально существенно повлиять на ситуацию.
Но, скорее всего, ближе к середине года инфляционные процессы начнут набирать силу и в Европе, и вообще в развитых странах, в США в том числе. В итоге мы увидим совершенно обратный процесс.
ВЗГЛЯД: Вы сказали, что ЕЦБ уже сейчас начинает что-то предпринимать, тогда почему США до сих пор отмалчиваются?
Е.С.: Как сказать... Официально у них сейчас серьезной инфляции нет. А то, что происходит с ценами на нефть и долларом, происходит в их же интересах. Для США рост цен на нефть до сих пор был менее существенным инфляционным фактором, чем для остальных. Американская нефть была дешевле. Даже последние данные показывали, что американцы покупают нефть в среднем на 8–10 долларов дешевле, чем остальные. Эта разница резко выросла как раз в период ближневосточных волнений.
Импортные цены на нефть в декабре у США были 79 долларов, тогда как рыночные цены вплотную подошли к 90 долларам. Поэтому для США этот инфляционный фактор еще не сыграл. И они могут себе позволить тянуть время, не предпринимая каких-то серьезных действий именно по этой причине.
Руководитель аналитического отдела компании «АЛЬПАРИ» Егор Сусин не верит, что курс доллара будет падать долго (alpari.ru) |
Но если мы посмотрим чуть-чуть дальше, то увидим: сейчас американская нефть стала резко дорожать, цены на бензин полезли вверх. Скорее всего, Штатам придется что-то делать, но уже ближе к началу лета.
ВЗГЛЯД: В этом смысле как долго будет продолжаться падение доллара?
Е.С.: Я не думаю, что оно будет долгим. Скорее всего, уже весной у нас начнутся какие-то процессы. Ситуация с падением доллара на самом деле до определенной степени выгодна США. Они начиная где-то с лета прошлого года резко сократили импорт за счет того, что доллар начал падать. Но сейчас такие факторы уже играют в обратную сторону.
То есть начинаются инфляционные процессы. Пока они не очень сильные, но они есть. Особенно это касается тех домохозяйств, которые менее состоятельны, нуждаются в поддержке государства. Негативные процессы в экономике заставят США уже весной дать сигнал о том, что их такая ситуация не устраивает. Так что не думаю, что доллар существенно упадет с текущих уровней.
ВЗГЛЯД: И речи не может быть о том, что он может достигнуть докризисного уровня и за один доллар будут давать 23 рубля?
Е.С.: Не думаю, что доллар вернется на предкризисный уровень в 23 рубля. Это, конечно, может произойти. Но для этого на Ближнем Востоке должна начаться крупная полномасштабная война, в которую будут ввязаны все, начиная от Израиля и заканчивая Саудовской Аравией. Пока мы не может об этом говорить.
Сейчас нет факторов, которые спровоцировали бы рост российской валюты до уровня 23–24 рубля за доллар. Даже текущие уровни рубля больше обусловлены ситуацией с ценами на нефть, то есть это не касается притока спекулятивного капитала.
ВЗГЛЯД: Но пока курс доллара снижается. Кому, прежде всего, стоит волноваться по этому поводу?
Е.С.: Сейчас это больше всего бьет по странам-экспортерам, то есть тем, кто продает товары в США. Для них это, конечно, проблема.
ВЗГЛЯД: Подводя итог всего вышесказанного, можно сделать вывод, что ничего критичного в удешевлении доллара нет?
Е.С.: Ничего катастрофического. Это абсолютно реальные процессы. В США монетарная политика остается достаточно мягкой, в Европе ее начинают ужесточать, в развивающихся странах это уже происходит. Скоро процесс пойдет в обратную сторону.