Премьер-министр Владимир Путин прибыл в Сербию с рабочим визитом, в ходе которого провел переговоры с президентом республики Борисом Тадичем, а также встретился с главой правительства этой страны Мирко Цветковичем. Это второй рабочий визит Путина в Белград с июня 2001 года, когда он посетил эту страну в качестве президента России.
Визит совпал к тому же с 12-й годовщиной начала военной операции НАТО против Югославии, которая привела к свержению режима Слободана Милошевича. Одной из важных тем для обсуждения стал проект «Южного потока». При всех существующих вариантах маршрута газопровода «Южный поток» Сербия является центральным звеном в технологической схеме транспортировки газа.
Сербия является последним отрезком перед Италией, и можно давить на Турцию, которая становится страной, давшей официальное согласие, но затягивающей принятие всех технических решений
Межправсоглашение о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли было подписано еще в 2008 году. В результате него были созданы совместные предприятия по строительству сербского участка газопровода «Южный поток» и модернизации подземного хранилища газа «Банатский двор» активным объемом 450 млн кубометров.
Исполнительный директор проекта «Южный поток» Марсел Крамер и начальник департамента по управлению проектами Газпрома Леонид Чугунов провели в Белграде презентацию «Южный поток» – вклад в конкурентоспособность Европы в сфере энергетики».
Российских докладчиков выслушали министр окружающей среды и территориального планирования Сербии Оливер Дулич и генеральный директор ГП «Сербиягаз» Душан Баятович. По словам Дулича, Сербия готова инвестировать в проект строительства газопровода «Южный поток», который пройдет через акваторию Черного моря и страны Южной и Центральной Европы, 700 млн евро. Россия, в свою очередь, обещает поставлять Сербии для внутреннего потребления газ по этому газопроводу в объеме около 4 млрд кубометров в год, заявил Леонид Чугунов. Это вдвое больше, чем Россия поставляет сейчас. Так, в 2009 году Газпром поставил в Сербию 1,7 млрд кубометров природного газа, а по договоренностям на 2010 год должен был поставить 2 млрд кубометров газа. Транспортировкой, распределением и хранением природного газа на территории Сербии занимается государственное предприятие «Сербиягаз».
#{smallinfographicleft=330723}России нужен «Южный поток» для того, чтобы обойти рискованных транзитеров для поставки газа в европейские страны. Газопровод должен пройти по дну Черного моря из России в Болгарию, потом в Сербию, Венгрию, Словению, Австрию и Италию. Отводы должны быть сделаны в Хорватию, Македонию, Грецию и Турцию.
Межправительственные соглашения для реализации сухопутной части проекта Россия подписала уже не только с Сербией, но и с Болгарией, Венгрией, Грецией, Словенией, Хорватией и Австрией. Общая проектная производительность морского участка «Южного потока» составит 63 млрд кубометров в год. Стоимость проекта оценивается в 15 млрд евро. Ввод в эксплуатацию первой нитки газопровода запланирован на конец 2015 года. Акционерами морского участка проекта являются Газпром и итальянская Eni, третьим акционером может стать французская EDF.
По словам Крамера, «строительство участка газопровода «Южный поток» на территории Сербии позволит создать около 2,5 тыс. новых рабочих мест в республике, привлечь до 1,5 млрд евро прямых инвестиций и обеспечить выручку от транспортировки газа более 4 млрд евро в течение 25 лет его эксплуатации».
Перед Сербией премьер-министр Владимир Путин уже побывал в Словении, где Газпром официально завершил создание СП с Geoplin Plinovodi по строительству участка газопровода «Южный поток» на территории Словении на паритетной основе. Стоимость словенского участка глава Газпрома оценил в 1 млрд евро, что на 300 млн больше стоимости сербского участка.
По словам Миллера, обсуждается также возможность создания второго СП со словенским партнером по прокладке оптико-волоконного кабеля вдоль газопровода «Южный поток». На данный момент по этому проекту подписан меморандум, но о его технических характеристиках и сроках реализации говорить рано, заявил глава газовой монополии.
Сербии и другим странам выгодна прокладка трубопровода через свои территории, так как в этом случае они получат стабильный объем газа по нормальным ценам на достаточно длительный период, замечает газете ВЗГЛЯД эксперт компании АКГ «Развитие бизнес-систем» Александр Филимонов. Кроме того, они будут получать выгоду от транзита газа. Та же Сербия, по словам Дулича, может зарабатывать 500 млн евро в год в виде платы за транзит по этому газопроводу.
Россия со своей стороны получает стабильный рынок газа в период, когда сокращение потребления газа основными европейскими потребителями стало очевидной тенденцией, говорит эксперт.
Управляющий фондом «Финам Нефтегаз» Роман Беседовский же считает, что для России «Южный поток» экономически маловыгоден и это проект в большей степени политический. Поэтому, по его мнению, визиты российского премьера должны были показать, с одной стороны, высокую заинтересованность в сотрудничестве России со Словенией и Сербией, с другой стороны, готовность нашей стороны к ускорению процессов запуска проекта.Поездки Путина в Словению и Сербию являются попыткой давления на Турцию, которая, согласившись на партнерство по проекту «Южный поток», затягивает окончательное решение по нему, считают эксперты. Турция до сих пор не одобрила прокладку трубопровода по ее экономической зоне в Черном море.
«Сербия является последним отрезком перед Италией, и можно давить на Турцию, которая становится страной, давшей официальное согласие, но затягивающей принятие всех технических решений, – рассуждает Александр Филимонов. – Упоминание Путина о морском варианте транспортировки газа – дополнительный рычаг давления на Турцию, которая, очевидно, не захочет быть единственной страной, тормозящей диверсификацию поставок газа в Евросоюз, в который она так давно стремится».
Аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг считает, что на Анкару будут давить и другие европейские страны, заинтересованные в диверсификации путей поставок российского газа. Турция своим несогласием на прокладку трубопровода по ее территории пытается выторговать у России как можно больше преференций. При этом Россия уже предоставила стране скидку на газ и отказалась от санкций за недобор газа из российских труб. Однако у Анкары есть свои точки давления.
«Турция настроена на реализацию проекта «Набукко», который предполагает поставки газа из Каспийского региона в обход России. Естественно, учитывая, что «Набукко» является конкурентом «Южного потока», Турция заинтересована в затягивании согласовательного процесса по российскому проекту», – замечает Роман Беседовский.