Россия ведет разработку новейшей подводной лодки с двигателем замкнутого контура для действий в ближней морской зоне, сообщил в пятницу высокопоставленный представитель главного штаба ВМФ РФ, передает РИА «Новости».
Идет разработка принципиально новой подводной лодки для действий в прибрежных районах
«Идет разработка принципиально новой подводной лодки для действий в прибрежных районах с энергетической установкой замкнутого цикла», – сказал источник.
В отличие от двигателей открытой схемы, в двигателе замкнутой схемы генераторный газ после срабатывания на турбине не выбрасывается в окружающую среду, а подается в камеру сгорания, участвуя, таким образом, в создании тяги и повышая эффективность двигателя.
Источник утверждает, что в будущем эти подлодки заменят существующие и перспективные дизельные и дизель-электрические подводные лодки.
Современные субмарины с дизель-электрическими силовыми установками при несении дежурства в зоне патрулирования со скоростью 2–4 узла могут находиться в подводном положении до четырех суток. По истечении этого срока им необходимо всплывать на перископную глубину для зарядки аккумуляторов, которая длится несколько часов. Такая необходимость серьезно увеличивает вероятность обнаружения таких подлодок противником.
По мнению специалистов, уже в ближайшие пять–семь лет неатомные подводные лодки, не имеющие силовых установок закрытого цикла, не смогут в полном объеме выполнять стоящие перед ними боевые задачи в условиях усиливающейся противолодочной борьбы.
Поэтому и подводные лодки, представляемые российскими фирмами на экспорт, без таких энергетических установок будут неконкурентоспособны на мировом рынке морского вооружения.
Следует отметить, что двигатели закрытого цикла бывают разные. Наиболее эффективными мировые специалисты признают двигатели Стирлинга. Они представляют собой камеру, в которой сжигается топливо с кислородом. Причем кислород хранится на подлодке в сжиженном виде. Продукты сгорания, которые выделяются при этом, поступают в цилиндры двигателя.
Лидером по производству субмарин с таким типом энергетической установки является Швеция. Конструкторы этой страны создали семейство подлодок типа Gotland, которые стали первыми в мире серийными подводными лодками с анаэробными установками, позволяющими им находиться под водой 20 суток.
Альтернативой двигателю Стирлинга является немецкая технология на основе электрохимического генератора (ЭХГ). Подлодки с ЭХГ получают электрическую энергию в результате химической реакции. По некоторым данным, сами немцы в настоящее время все больше внимания уделяют разработкам на основе двигателя Стирлинга.
По данным академика Академии военных наук Николая Кириллова, стоимость анаэробной установки с двигателем Стирлинга составляет около 45 млн долларов США. Это почти в три раза ниже стоимости анаэробной установки с ЭХГ немецкой компании НDW для проекта «212» (стоимость около 120 млн долларов США).
«Россия ранее интересовалась закупкой лицензии для производства силовых установок закрытого цикла у Германии, но в последнее время наш интерес смещается в сторону шведской технологии», – говорит директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.
По словам эксперта, Россия сейчас просто не в состоянии самостоятельно разрабатывать силовые установки закрытого цикла. Своего научного и промышленного потенциала у страны не осталось – слишком многое было потеряно в 90-х годах прошлого века.
Для того чтобы производить современные неатомные силовые установки, России придется договариваться о покупке зарубежных технологий. Коротченко считает, что на эти цели придется потратить 1–2 млрд долларов.