Экономика

28 февраля 2011, 21:50

Минтранс готов увеличить компенсации за задержку рейсов

Фото: РИА "Новости"

Минтранс готов увеличить размер компенсаций пассажирам со стороны авиакомпаний за задержку рейсов, говорится в письме замминистра транспорта Валерия Окулова Обществу защиты прав потребителей. Общество предлагает заставить перевозчиков платить пассажиру неустойку в размере 3% от стоимости билета за каждый час просрочки вылета.

Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль» подняло проблему низкой суммы компенсаций пассажирам за задержку рейса, после того как 25–28 декабря в московских аэропортах случился транспортный коллапс.

Аэрофлот» заявлял, что выделит 20 млн долларов на компенсации пострадавшим. И где эти деньги?

Тогда более 25 тыс. человек не смогли вылететь к месту назначения и оказались заложниками аэропортов. «Именно тогда стало очевидно халатное отношение большинства авиаперевозчиков к своим пассажирам. Ведь в России размер компенсаций потребителям за просрочку отправки рейса, установленный Воздушным кодексом, неадекватно низкий», – говорится в сообщении ОЗПП.

Эта организация 17 января направила письмо с требованием увеличить ответственность авиакомпаний на имя председателя правительства Владимира Путина. Письмо перенаправили сначала в департамент промышленности и инфраструктуры, а 20 января – в Минтранс. В понедельник ОЗПП получило письменный ответ на свой запрос от ведомства Окулова, датированный 14 февраля.

В письме говорится, что Минтранс поддерживает предложение ОЗПП о внесении изменений в ст. 120 Воздушного кодекса РФ в целях увеличения размера ответственности перевозчика за задержку отправления воздушного судна. В настоящее время вопрос о внесении таких изменений «прорабатывается», говорит в письме замминистра транспорта Валерий Окулов.

Согласно  действующей на сегодня статье 120 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ, штраф за нарушение сроков авиаперевозок составляет всего 25% от минимального размера труда (равен сейчас 100 рублям) в час, то есть всего лишь 25 рублей в час. Таким образом, за сутки, проведенные в аэропорту, авиакомпания обязана заплатить пассажиру всего 600 рублей. Из-за столь низкой компенсации большинство пострадавших пассажиров не спешат ее требовать от перевозчиков в судебном порядке, так как потраченное время и судебные издержки обойдутся дороже, отмечают в ОЗПП.

Поэтому в ОЗПП предложили правительству напрямую привязать ответственность авиаперевозчика к стоимости билета пассажира: обязать авиакомпании выплачивать неустойку в размере 3% от стоимости билета за каждый час просрочки «доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения».

Перевозчик может отказаться от уплаты этой компенсации только в том случае, если докажет, что «просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика». В такой формулировке ОЗПП предлагает изменить статью 120 Воздушного кодекса РФ.В среднем стоимость авиабилета сейчас составляет 18 тыс. рублей, соответственно, 3% от этой стоимости составит 540 рублей за час задержки вылета, сказала газете ВЗГЛЯД юрист ОЗПП Мария Свиридова. В этом случае за задержку рейса или багажа на сутки пассажир сможет требовать компенсацию в размере 12 960 рублей вместо 600 рублей по действующему законодательству, добавляет эксперт.

«Внесение указанных изменений в дальнейшем должно стимулировать авиаперевозчика заблаговременно предпринимать меры для недопущения повторения ситуации, произошедшей 26–28 декабря 2010 года, и предотвратить халатное отношение авиакомпаний к пассажирам»,  – считают в Обществе защиты прав потребителей.

Такая сумма штрафа станет ближе к международным стандартам. Правда, в странах ЕС штрафы привязаны не к стоимости билета, а зависят от дальности полета. Так, согласно правилам авиаперевозок ЕС, за задержку вылета более чем на три часа при дальности полета до 1500 км пассажир вправе рассчитывать на компенсацию от перевозчика в 250 евро, при дальности полета 1500–3500 км – до 400 евро, более 3500 км – до 600 евро. Если вылет рейса задерживается более чем на пять часов, то пассажир имеет право отказаться от поездки и получить полную стоимость билета обратно.

За сутки, проведенные в аэропорту, авиакомпания обязана заплатить пассажиру всего 600 рублей

ОЗПП также выступает за ратификацию в России Монреальской конвенции, которая не ограничивает лимит ответственности авиаперевозчика и по которой работают большинство авиаперевозчиков в мире.

Пока Минтранс обещает лишь заняться изучением проблемы низкой суммы штрафов и не дает конкретных обещаний, насколько может быть увеличена сумма компенсаций пассажирам за задержку рейса. «Сегодня правительство сделало первый шаг в верном направлении, но для изменения законодательства, конечно, потребуется время», – отметили в пресс-службе ОЗПП.

Пока правительство разбирается с законами, пострадавшие в конце декабря авиапассажиры пытаются решить вопрос компенсаций самостоятельно через суд. В частности, с претензиями к «Аэрофлоту» в суд направлено 50 исков от пассажиров на общую сумму в 10 млн рублей, сообщил ВЗГЛЯДу адвокат Сергей Жорин, представляющий интересы пассажиров. По его словам, пассажиры требуют возместить не только реально понесенный убыток, но также моральный ущерб на сумму не менее 200 тыс. рублей на человека плюс судебные расходы (порядка 50–60 тыс. рублей).

Многие пассажиры «Аэрофлота» остались недовольны ваучерами, которые после инцидента стала выдавать авиакомпания. По теории компании, эти ваучеры можно было обменять на билет в один конец. Однако, по словам Жорина, на практике оказалось, что ваучеры могут получить далеко не все пассажиры, пострадавшие в транспортном коллапсе в конце декабря, а суммы выданных ваучеров были малы для приобретения билета. «Аэрофлот» заявлял, что выделит 20 млн долларов на компенсации пострадавшим. И где эти деньги?» – удивляется юрист.

Однако сегодня «Аэрофлот» направил Сергею Жорину факс, в котором изъявил желание урегулировать претензии своих клиентов в досудебном порядке. В частности, «Аэрофлот» попросил предоставить «сводный реестр претензий пассажиров» и назначить дату первого совещания рабочей группы по решению проблемы.

По мнению адвоката, защищающего пассажиров, досудебное решение проблемы намного выгодней перевозчику. «С одной стороны, компания снижает репутационные риски, с другой – финансовые потери. При досудебном урегулировании исков есть возможность уменьшить суммы морального ущерба и судебных расходов», – говорит ВЗГЛЯДу Сергей Жорин.

Трансаэро, в отличие от «Аэрофлота», отличилась более справедливым отношением к пассажирам, считает адвокат. Эта авиакомпания уже в начале января создала комиссию по урегулированию претензий пассажиров из-за транспортного коллапса в Домодедово. На сегодняшний день перевозчик выплатил пассажирам уже 12 млн рублей.

Впрочем, щедрость Трансаэро может объясняться и тем, что правительственная комиссия по проверке деятельности авиационного комплекса в кризисный период оправдала перевозчика, а виновной в транспортном коллапсе признала аэропорт Домодедово. Поэтому все свои потери, понесенные из-за выплат компенсаций пассажирам, Трансаэро планирует вернуть, забрав у аэропорта Домодедово. В ситуации с «Аэрофлотом», базирующимся в Шереметьево, виновником невылета тысяч пассажиров была признана сама авиакомпания. «Аэрофлот» не сможет переложить убытки на чужие плечи.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Украинский беспилотник атаковал храм в Белгородской области
Темы дня

«Русский закон» раскроет грузинских иноагентов

«Я наложила вето на «русский» закон», заявила президент Грузии и отклонила документ, который стал в последние дни причиной жестокого политического противостояния на улицах Тбилиси. При этом на самом деле Саломе Зурабвишвили обманывает своих сограждан: ничего «русского» в этом законе нет. О чем идет речь и какова в итоге судьба этого документа?

В Армении возник таран для смещения Пашиняна

Лидер протестного движения в Армении архиепископ Баграт Галстанян заявил о поддержке своей кандидатуры на должность премьер-министра вместо Никола Пашиняна. Галстанян стал главным лицом протеста после договоренностей Армении и Азербайджана о демаркации границы. Почему именно священнослужитель стал главным оппозиционером страны и каковы его шансы в противостоянии с Пашиняном?

Лавров обозначил условия для диалога с Западом

США делают новый шаг для превращения космоса в зону боевых действий

В Киргизии рассказали о причине массовых беспорядков с участием иностранцев

Новости

Уроженец Украины запустил над Рейхстагом беспилотник с флагом России

Уроженец Украины запустил на 9 мая над Рейхстагом беспилотник с флагом России, информацию об этом опубликовали только спустя несколько дней, возбуждено уголовное дело, пишет немецкая газета Tagesspiegel.

Ходорковский назвал сроки потери Украиной Харькова и Одессы

В соцсетях распространилось видео, на котором покинувший страну бизнесмен Михаил Ходорковский, признанный иноагентом в РФ, предупреждает немецкую аудиторию в Берлине, что с учетом сложившейся военной и экономической ситуации Украина и Запад фактически уже проиграли «войну с Россией».

Генерал ВСУ: Украинские чиновники выставили на посмешище Зеленского в Харькове

Чиновники, которые заявляли о крепкой обороне украинских войск в Харьковской области, подставили президента страны Владимира Зеленского, заявил отставной генерал ВСУ Сергей Кривонос.

Зеленский потребовал более ста самолетов F-16 для «паритета» в воздухе

У Украины есть четверть необходимого вооружения для ПВО, а для обеспечения «паритета» в воздушном пространстве Киеву нужно от 120 до 130 современных самолетов, в частности, истребителей F-16, заявил в интервью AFP украинский президент Владимир Зеленский.

Лавров раскрыл детали переговоров Путина и Си Цзиньпина

Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин обсуждали на переговорах инициативу Пекина о глобальной безопасности, заявил глава МИД Сергей Лавров на XXXII Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике.

Крупный пожар произошел в цехе с полиэтиленом в Петербурге

В субботу в Приморском районе Петербурга произошел пожар на территории цеха с полиэтиленом, площадь возгорания достигла 400 кв. метров, сообщило МЧС России.

В Кремле рассказали о подготовке визита Путина в Северную Корею

Подготовка к поездке президента России Владимира Путина в КНДР «идет своим ходом», заявил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков.

WP: Запад недооценил военную и экономическую составляющую России

Россия сумела сохранить стабильность экономики и армии, несмотря на ожидания Запада, пишет американская газета Washington Post в редакционной статье.

Один из лучших летчиков ВСУ ликвидирован в зоне СВО

Российские военнослужащие ликвидировали в зоне специальной военной операции украинского летчика Дениса Василюка, который считался одним из лучших летчиков ВСУ.

Суд назвал «безнравственным» перевод IKEA 12,9 млрд рублей за границу

Арбитражный суд Московской области по иску ФНС признал перевод структурой IKEA 12,9 млрд рублей за границу «противной основам правопорядка или нравственности».

В Госдуме рассказали о значении освобождения Старицы

Взятие села Старица в Харьковской области позволило российским силам полностью перекрыть поставки боеприпасов и резервов украинским войскам в Волчанск, заявил координатор по межпарламентским связям с парламентом ЛНР, депутат Госдумы Виктор Водолацкий.

Число пострадавших при обстреле Скадовска со стороны ВСУ выросло до 15 человек

Количество пострадавших в результате обстрела города Скадовск со стороны Вооруженных сил Украины (ВСУ) увеличилось до 15 человек, сообщила пресс-служба губернатора Херсонской области Владимира Сальдо.
Мнения

Владимир Добрынин: В Британии начали понимать губительность конфронтации с Россией

Доминик Каммингс завершил интервью эффектным выводом: «Урок, который мы преподали Путину, заключается в следующем: мы показали ему, что мы – кучка гребанных шутов. Хотя Путин знал об этом и раньше».

Тимофей Бордачёв: Выстрелы в Фицо показали обреченность Восточной Европы

Если несогласие с выбором соотечественников может привести к попытке убить главу правительства, то значит устойчивая демократия в странах Восточной Европы так и не была построена, несмотря на обещанное Западом стабильное развитие.

Евдокия Шереметьева: «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?