Бизнесу не до шуток
Если Газпром не сможет вернуться в Ливию после окончания беспорядков, это будет существенной стратегической потерей для газового концерна
Ливию, охваченную масcовыми беспорядками, которые накануне перекинулись в столицу Триполи, начали покидать работающие в этой стране россияне. Вслед за РЖД своих сотрудников из Ливии эвакуирует дочерняя структура Газпрома Gazprom International, которая управляет проектами компании по разведке и добыче газа за рубежом.
Впрочем, известно, что это не единственные российские компании, которые имеют собственные проекты в Ливии. Газета ВЗГЛЯД выяснила, каким образом может пострадать российский бизнес в связи с массовыми антиправительственными выступлениями.
Россия активизировала партнерство с Ливией еще в 2008 году, когда российский премьер и экс-президент РФ Владимир Путин и ливийский лидер Муаммар Каддафи обменялись государственными визитами, за чем последовал ряд заключенных контрактов, преимущественно в сфере оборонной промышленности.
В конце января 2010 года Россия и Ливия подписали контракт на поставку вооружения, в том числе стрелкового, на 1,8 млрд долларов. Сегодня вооруженные силы Ливии на 90% укомплектованы техникой советского производства. По разным данным, в вертолетном парке насчитывается 12 Ми-14 и 25 Ми-8/Ми-8МТВ. По оценке специалистов, эта техника устарела и требует модернизации. В этом смысле Триполи мог бы обратиться за помощью к России. Впрочем, оборонка тут не самое главное.
Нефть всему голова
Ливия, напомним, является членом ОПЕК и крупнейшим поставщиком нефти и газа. На территории страны работают такие мировые гиганты, как британская BP, американская Exxon, итальянская Eni и другие. Первой российской компанией, вышедшей на ливийский нефтяной рынок, стала Татнефть. В 2005 году она на тендерной основе получила право на разработку нефтяного блока в районе Гадамес. Годом позже Татнефть выиграла права на еще три нефтяных блока в бассейнах Гадамес и Сирт.
#{smallinfographicleft=457416}Деятельность компании регулируется соглашением о разведке и разделе продукции, заключенным на 30 лет. Вслед за Татнефтью осваивать ливийские недра принялся Газпром, для чего создал специализированную компанию «Газпром Ливия» в Триполи. В 2007 году концерн подписал меморандум о сотрудничестве с Национальной нефтяной корпорацией Ливии. Практически в то же время он получает лицензии на разработку перспективных лицензионных участков N19 (шельф Средиземного моря) и N64 (расположен в 300 км к югу от Триполи).
В конце 2007 года Газпром становится владельцем 49% в ливийских нефтяных концессиях С96 и С97, принадлежащих компании Wintershall AG. Соглашения по этим концессиям рассчитаны до 2026 года, напоминает РИА «Новости». Тем временем «Газпром нефть» – еще одна «дочка» Газпрома – должна вскоре стать полноправным участником консорциума по добыче нефти на севере Ливии. Речь идет о разработке нефтегазового месторождения Elephant. 50% пакета, принадлежащего итальянской Eni, перейдет под контроль российской компании за 178 млн долларов. Соответствующее соглашение было подписано буквально на прошлой неделе.
Шпалы и киловатты
Российские железнодорожники реализуют в Ливии свой грандиозный проект – РЖД строит здесь железную дорогу протяженностью 550 километров, к слову, первую в этой стране. Она соединит два крупных города – Сирт и Бенгази – и станет центральным звеном международного транспортного коридора на севере Африки.
Контракт на 2,2 млрд евро был подписан еще в 2008 году. В том же году состоялась официальная церемония инаугурации проекта. Контракт полностью оплачивается ливийской стороной, чьи фирмы будут выполнять определенную часть работ на субподрядах.
Свои представительства в Ливии имеют ОАО «ВО «Технопромэкспорт», ОАО «Татнефтегеофизика» (ТНГФ), ЗАО «Монолитспецстрой», ОАО «Стройтрансгаз», ОАО «Лукойл Оверсиз Холдинг Лтд».
Одна из ведущих инжиниринговых компаний России в области строительства энергетических объектов «Технопромэкспорт» (входит в ГК «Ростехнологии») в качестве генподрядчика реализует в Ливии проект, оцениваемый СМИ в 600 млн долларов. На сайте компании говорится, что благодаря ее усилиям в Ливии уже построены 615 километров линий электропередачи напряжением 220 киловатт.
В 2008 году «Технопромэкспорт» и фонд «Ливийско-африканский инвестиционный портфолио» подписали соглашение об учреждении совместной компании Laptechno-Power. Она будет выступать в качестве генерального подрядчика по строительству электроэнергетических объектов «под ключ» в Ливии, Уганде, Гане, Алжире, Египте, Йемене и Намибии. Финансированием строительства займется Фонд «Ливийско-африканский инвестиционный портфолио», под управлением которого находятся более 6,7 млрд долларов для осуществления инвестпроектов в африканских странах.
Упущенные миллионы
Мнение экспертов относительно возможных потерь российских компаний в результате столкновений сторонников и противников Муаммара Каддафи и возможного падения правящего режима расходятся. Одни приводят конкретные цифры в миллионах долларов, другие намекают о потенциально упущенных миллиардах.
При этом отраслевые аналитики практически уверены: если что, первым пострадает Газпром. До кризиса концерн всеми силами пытался выйти на газовые рынки Северной Африки. В частности, Газпром вел активные переговоры с Алжиром. Однако дальше меморандумов о намерениях дело не пошло, напоминает ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский.
Прямых потерь Россия не несет. Это, скорее, потеря перспективы
«В итоге Газпром переключился на Ливию, где уже работала итальянская компания Eni – один из ключевых европейских партнеров Газпрома. Вместе с «Южным потоком» за счет участия в проектах в Северной Африке Газпром мог бы рассчитывать на укрепление своих позиций на европейском газовом рынке», – говорит он.
По мнению Воскресенского, если Газпром не сможет вернуться в Ливию после окончания беспорядков, это будет «существенной стратегической потерей для газового концерна».
Аналитик «Инвесткафе» Анастасия Соснова считает, что возможные потери Газпрома, связанные с геологоразведкой ливийских месторождений, скорее всего, будут «скромны». При этом она замечает, что Газпром приобрел у Eni долю в консорциуме на разработку действующего месторождения Elephant «с ожидаемой годовой добычей в 6 млн тонн нефти», потери по которому могут оказаться куда весомее». Другое дело, что еще неизвестно, была ли бы одобрена эта сделка ливийской стороной, отмечает Соснова.
Убытки Татнефти, которая разрабатывает месторождения Ливии в соответствии с программой разведочного бурения, будут невелики. «Сейчас эти месторождения дают около 415 баррелей в сутки, в пересчете на сегодняшние цены на нефть это около 15 млн долларов», – говорит Соснова.
С РЖД все сложнее. Стоимость контракта РЖД в Ливии – около 2 млрд евро, значит, убытки могут составить сотни миллионов евро, полагает аналитик. Но опять же, сумма эта довольно условная.
Потеря перспективы
«На сегодняшний момент возможна только теоретическая потеря контрактов в связи с серьезной нестабильностью, сложившейся в Ливии, и неясными перспективами происходящего», – поясняет гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян.
Эксперт обращает внимание на то, что у России в Ливии есть как действующие контракты, так и перспективные.
«Общий объем действующих, но нереализованных контрактов составляет примерно от 3 до 5 млрд долларов. С одной стороны, эта сумма весьма немаленькая, но, с другой стороны, надо понимать, что прямых потерь Россия не несет. Это, скорее, потеря перспективы. Множество ныне действующих контрактов находится в начальной фазе реализации», – говорит Микаелян.
В любом случае, считает он, ставить крест на Ливии очень преждевременно. В отличие от других арабских стран, при всей нестабильности, которая там существует, «ливийское руководство серьезно огрызнулось и просто так от власти не уйдет».
«Я допускаю возможность развития двух сценариев: продолжительной гражданской войны с соответствующим серьезным временным отбросом возобновления контрактов с новым правительством Ливии или возвращения Каддафи после силового воздействия на демонстрантов и более скорого восстановления наших деловых отношений. Ситуация очень неоднозначная, но хоронить Каддафи раньше времени я бы не стал», – заключает Микаелян.