Владельцы Домодедово просят за него около 5 млрд долларов, сообщил «Интерфаксу» источник в банковских кругах. По его словам, такую оценку называет Goldman Sachs, который сейчас общается с потенциальными покупателями аэропорта по поручению его акционеров.
Я видел план их развития. Это неправильно. Они линейно развиваются. Вытягивание аэровокзала ничего не дает
Источник выразил сомнение в том, что владельцы Домодедово сумеют выручить такую сумму. Дело в том, что они оценивают весь бизнес, исходя из мультипликаторов, характерных только для наиболее рентабельных сегментов. Между тем в холдинговой компании DME Ltd консолидированы самые разные с точки зрения доходности бизнесы: хендлинг, кейтеринг, парковка, сдача площадей в аренду, продажа билетов, а также доставка грузов.
Напомним, по неофициальным данным, крупнейший по пассажиропотоку российский аэропорт выставлен на продажу. Весной этого года Домодедово отменило IPO, из-за того что рынок не предложил цену, которую запрашивал продавец.
Регулирующие органы ранее предъявляли претензии к аэропорту. Они жаловались на то, что структура собственности Домодедово непрозрачна. В преддверии IPO Домодедово сообщило, что единственным владельцем холдинговой компании аэропорта – DME Ltd – является председатель совета директоров Домодедово Дмитрий Каменщик. Впрочем, сам он чуть позднее на допросе в качестве свидетеля в рамках уголовного дела о неисполнении требований авиационной безопасности не назвал собственника аэропорта.
Он утверждал, что единого собственника не существует. По его словам, «аэропортовый комплекс состоит из множества юридических лиц, у разных юридических лиц есть различные собственники».
Как сообщили источники в банковских кругах, Goldman Sachs будет единственным организатором сделки по продаже аэропорта. На этот статус претендовали несколько инвестбанков, в том числе российских.
Именно Goldman Sachs был ведущим организатором не состоявшегося в итоге IPO Домодедово, напомнил источник в одном из инвестбанков. Кроме того, в число андеррайтеров входили JP Morgan, Citigroup и Morgan Stanley.
Аналитики Goldman Sachs тогда давали самый широкий коридор стоимости Домодедово – от 3,5 млрд до 7,5 млрд долларов. Оценка Citibank составляла 4,2–5,3 млрд долларов, JP Morgan – 4,6–5,2 млрд долларов.
Возможность покупки Домодедово рассматривает совместно со своими партнерами председатель совета директоров аэропорта Внуково Виталий Ванцев. «Я на самом деле готов. Я знаю, как сделать лучше», – заявил он в четверг.
Виталий Ванцев также сообщил, что в данный момент оценка Домодедово составляет 3 млрд долларов, а «ранее проводившаяся оценка в 4–5 млрд долларов на данный момент завышена».
Как рассказал Виталий Ванцев, при строительстве Домодедово были допущены ошибки. «Я видел план их развития. Это неправильно. Они линейно развиваются. Вытягивание аэровокзала ничего не дает», – объяснил председатель совета директоров Внуково. По его мнению, в ближайшие два года Домодедово может потерять от 5 млн до 7 млн авиапассажиров ежегодно.
Среди других претендентов на этот актив – компания «Базовый Элемент» Олега Дерипаски и Сбербанк, который недавно совместно с сингапурской Changi Airports создал совместное предприятие по развитию аэропортового бизнеса.
«Чтобы оценить текущую стоимость аэропорта, необходимо провести независимую оценку актива, которая учтет и доходы будущих периодов, и перспективы развития рынка, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин. – В то же время оценка аэропорта в 5 млрд долларов довольно высока. Скорее всего, она отражает исключительно позитивное функционирование аэропортового комплекса в будущем, что далеко не факт».
По мнению Кирилла Маркина, покупатель с российской стороны был бы более предпочтительным, чем зарубежный инвестор, поскольку модель ведения бизнеса в этой сфере имеет существенные различия. Но в любом случае владельцу Домодедово придется подготовиться к существенным инвестициям в будущем. Ведь чтобы поддерживать статус крупнейшего российского аэропорта, необходимо заниматься поддержанием инфраструктуры на должном уровне, своевременно модернизируя комплекс. Кроме того, будущему собственнику аэропорта придется серьезно заняться одной из приоритетных задач – улучшением транспортной доступности.
Руководитель аналитического отдела ГК Broco Алексей Матросов считает оценку Домодедово в 5 млрд долларов оправданной. «Инвестиции в аэропорт – это специфические инвестиции, они будут интересны узкому кругу инвесторов. Наиболее вероятно, что аэропорт Домодедово будет продан конкурентам из аэропорта московского авиаузла – Внуково. Скорее всего, сделка по продаже состоится по цене, озвученной Goldman Sachs», – полагает эксперт.