Как рассказал вице-премьер Сергей Иванов, пока ничего не готово для воспроизводства новых лайнеров. «Мы от этих планов не отказываемся, но говорим, что это займет длительный промежуток времени, поскольку сначала должны быть выполнены несколько условий», – сказал он «Известиям».
Основное условие – получение твердого заказа как минимум на 60 самолетов
Основное условие – получение твердого заказа как минимум на 60 самолетов. Это необходимо для окупаемости проекта, объяснил Сергей Иванов. Стоимость каждой машины составляет не менее 300 млн долларов, что сужает круг потенциальных покупателей. Но пока такого крупного заказа нет, поэтому разворачивать производство бессмысленно.
Компания «Волга-Днепр» планирует приобрести до 20 самолетов «Руслан». На такое же количество самолетов разместили заказ и в воронежской авиакомпании «Полет». По данным источников издания, Минобороны в госпрограмме вооружений до 2020 года заложило размещение заказа также на 20 машин. Правда, в августе на авиасалоне МАКС президент ОАК Михаил Погосян сказал, что Минобороны в рамках госпрограммы вооружения планирует закупить 10 новых самолетов Ан-124.
Сейчас активно ищутся и другие заказчики на эти самолеты не только в России, но и за рубежом. Но на мировом рынке есть только один потенциальный покупатель таких самолетов – это США.
В парке авиакомпании «Волга-Днепр» имеется 10 самолетов Ан-124-100 «Руслан», у «Полета» – еще четыре лайнера. У украинских «Авиалиний Антонова» летают семь таких машин. Кроме того, некоторое количество «Русланов» находится в авиапарке российского Минобороны. Все эти лайнеры после модернизации и капремонта смогут отлетать еще 20–30 лет, отметил Сергей Иванов.
Впрочем, в ОАК рассказали еще об одной проблеме, которая связана с тем, что требования гражданских и военных заказчиков к характеристикам самолета значительно отличаются. «Нам придется строить два разных самолета, что скажется на стоимости производства и увеличит стоимость самолетов для заказчика. Сейчас с заказчиками ведется работа по максимальной унификации этих требований с тем, чтобы строить самолеты серийно, а не организовывать штучное производство», – говорит источник в ОАК.
Еще одна проблема – урегулирование взаимоотношений с Украиной, которая считает себя правопреемницей всех авторских прав на конструкторскую документацию этого самолета. «От решения этого вопроса зависит, будут установлены роялти или нет», – уточнил Сергей Иванов.
Летом украинская компания «Ивченко-Прогресс» и российский ОПК «Оборонпром» обсуждали вопрос о совместном создании двигателя Д-18Т пятой серии для «Руслана». Как сообщили в «Иваненко-Прогресс», этот проект невозможно осуществлять на коммерческой основе из-за больших затрат, поэтому необходимо финансирование со стороны российского государства.
Есть еще и чисто технические сложности. Для организации производства Ан-124 потребуется перевести всю конструкторскую документацию с бумажных носителей в электронный вид, а это также займет не один год. Серийное производство модернизированных «Русланов» планируется возобновить на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП», где оно было остановлено еще в середине 1990-х годов. На этой же площадке в следующем году уже запустят выпуск Ил-476, которые, как ожидается, будут широко востребованы. Здесь также планируется наладить строительство среднемагистральных самолетов Ту-204СМ – серьезно модернизированной версии Ту-204.
Напомним, в мае председатель совета директоров компании «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев сообщил, что Киевский авиационный завод готов достроить самый большой на данный момент в мире транспортный самолет Ан-225 «Мрия», если его захочет заказать Минобороны.
Вячеслав Богуслаев напомнил, что первый и единственный самолет «Мрия» («мечта» по-украински) летает по всему миру. Он возит громадные трансформаторы, генераторы на различные электростанции, то есть негабаритный груз, который нельзя другим транспортом доставить.
Самолет «Мрия», оснащенный шестью двигателями Д-18 производства «Мотор Сич», способен перевозить до 225 тонн грузов. Этими же двигателями (четыре Д-18) оснащаются тяжелые транспортные самолеты Ан-124 «Руслан». Сегодня «Русланы» используются, в частности, для доставки из французской Тулузы крыльев для Boeing в США. По словам Богуслаева, пока никто в мире не планирует создать аналог «Руслана», способный перевозить до 150 тонн грузов.