Ни для кого не секрет, что нынешняя молодежь по-прежнему предпочитает получать высшее образование по специальностям экономист, юрист, финансист, менеджер, чем учиться в ПТУ или техникуме, а затем идти работать на производство. Однако экономический рост зависит далеко не только от финансистов и менеджеров, а от развития реального сектора экономики, в котором трудятся простые рабочие. При этом крупные компании как раз испытывают острую нехватку «технарей».
Строительные организации повсеместно ощущают дикую нехватку обычных рабочих в рукавицах, касках и сапогах
Недавно на эту проблему обратило внимание правительство. На прошлой неделе был утвержден список специальностей начального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО), которые будут востребованы в соответствии с модернизацией страны.
Всего в список вошли 93 профессии. Причем реестр касается только технологических специальностей. Их отбирали в зависимости от приоритетных направлений развития экономики, которых было определено пять: энергоэффективность, ядерные, космические и компьютерные технологии, фармацевтика.
Чтобы мотивировать молодых людей идти в техникумы и ПТУ, была также разработана система стипендий, которыми будут поощряться лучшие учащиеся. Так, учащиеся с января 2012 года могут претендовать на 3 тыс. президентских и 5 тыс. правительственных стипендий. От президента можно получать от 7 до 14 тысяч рублей в месяц, от премьера – от 2 до 4 тыс. рублей.
В свою очередь компании, испытывающие дефицит специалистов, готовы предлагать соискателям конкурентоспособную зарплату, полный социальный пакет, длительный отпуск, тренинги.
«Строительные организации повсеместно ощущают дикую нехватку обычных рабочих в рукавицах, касках и сапогах. Особенно это заметно в регионах, в малых городах, откуда уезжает молодежь в центры. Не спасает даже достойный уровень зарплат. Вся проблема в том, что в некоторых регионах даже нет ПТУ, где молодой человек мог бы получить специальность, скажем, тракториста или машиниста экскаватора. Такие специальности непопулярны среди молодых людей, поэтому они просто-напросто ликвидируются. Но с другой стороны, компании ведут реальную охоту на тех же экскаваторщиков», – комментирует газете ВЗГЛЯД начальник отдела развития персонала и менеджмента качества ОАО «Связьстрой-4» в Нижнем Новгороде Наталья Крячкова.
Чтобы восполнить нехватку специалистов, некоторые компании готовы даже обучать за свой счет всех желающих.
«Мы готовы вложиться в людей и выучить их за свой счет. Если человек имеет желание, умеет держать инструмент в руках, то обучить его не проблема. Через два-три месяца он может уже работать в бригаде и выполнять минимальные работы. Зарплату мы предлагаем достойную, но сдельную, поскольку все зависит от контрактов. В среднем монтажник в Пензе может получать до 30 тысяч рублей в месяц», – прокомментировал директор пензенского ООО «СМУ-405» Олег Еремкин.Примерно то же самое говорят и в Москве. «На строительных работах месячного оклада нет. Там действует принцип подряда. Но если прикинуть условно, сварщик получает у нас тысяч 40–50 в месяц, – говорит руководитель одной из строительных фирм в Москве. – Найти специалиста достаточно сложно, но большие компании готовы обучать молодых ребят, если у них есть к этому стремление. Естественно, чем труднее работа, тем выше оклад. Квалифицированный монтажник стоит 70–80 тысяч в месяц».
Сварщик по найму Вадим Корохов рассказал газете ВЗГЛЯД, что оклад во многом зависит от заказчика и условий работы. «Обычный сварщик получает в среднем 40–50 тысяч рублей. Если речь идет о работе в более тяжелых условиях труда, скажем, в вечной мерзлоте, то там другие цифры. К примеру, на Ямале, работая на нефтегазовом проекте, я получаю в среднем в месяц 60–70 тысяч рублей. Но заработки зависят от организации и проектов. К примеру, есть бригады, в которых сварщики получают до 150 тысяч рублей в месяц. Все зависит от заказчика и сроков выполнения работ», – сказал Вадим Корохов.
«Работать в суровых климатических условиях очень сложно, – продолжает он. – Помимо того, что в таком климате не каждый сможет жить, у нас тяжелые графики работы. Вахта длится 10 часов, выходных нет. Развлечений нет – ближайший населенный пункт в 500 км от нас, с продуктами проблема. Но даже это не страшно. Дело в том, что среди нас половина сварщиков в разводах. Мужчины же уезжают на полгода, а приезжают к алиментам».
Газета ВЗГЛЯД, основываясь на данных группы компаний HeadHunter, для сравнения провела исследование рынка вакансий для технических специалистов высшего звена: директоров, инженеров, руководителей.
Как и полагается в стране с сырьевой экономикой, самые высокие зарплаты фиксируются в нефтегазовой сфере. Причем работа предлагается не в Москве. К примеру, жалование технических специалистов высшего звена в этой сфере может достигать до 300 тысяч рублей. Среднего звена – до 100–150 тысяч рублей. Так, в базе данных есть вакансия технического директора рудника подземных горных работ с зарплатой в 300 тысяч рублей. В обязанности входит организация производственного процесса и руководство технологическим процессом добычи и переработки полезного ископаемого.
Sakhalin Energy Investment Company готова платить ведущему инженеру по подводно-техническим работам 180 тысяч рублей. Зона работы – Южно-Сахалинск. Помимо руководства в обязанности входит контроль над проведением подводных обследований, качеством монтажа и ремонта объектов, участие в реализации системы обеспечения надежности эксплуатации объектов.
Западная нефтедобывающая компания, присутствующая на российском рынке, предлагает опытному геологу должность сейсмика-интерпретатора с окладом от 4 тысяч долларов. В обязанности входит анализ поступающей сейсмической и геологической информации, представление данных в 2D/3D-формате, оценка перспективности месторождения.
Компания «Инвестгеосервис» ищет в Тюмени инженера по бурению скважин и готова предложить успешному соискателю 100 тысяч рублей. В обязанности входит проектирование и техническое сопровождение скважин. «Газпром добыча шельф» предлагает работу инженеру по добыче нефти и газа с зарплатой в 80 тысяч рублей. Работа, опять же, в Южно-Сахалинске.
Рабочие без высшего образования также получают конкурентоспособную зарплату. К примеру, «Специализированное управление № 2» в Нижнем Новгороде ищет бригадира сварочно-монтажных работ, предлагая зарплату в 75 тысяч рублей. Кстати, средняя зарплата в этом регионе составляет всего лишь 15 тысяч рублей.
«Сибирская генерирующая компания» в Красноярске также ищет главного сварщика, предлагая зарплату до 90 тысяч рублей. Зарплата крановщика на гусеничный кран в Подольске составляет от 80 тысяч рублей, причем без учета премии. Среди требований – среднее специальное образование и опыт работы крановщиком от пяти лет.
В базе есть вакансии для слесарей-сантехников, плотников, мебельщиков, монтажников с зарплатой в 40 тысяч рублей. Причем их зарплата мало зависит от региона. К примеру, в том же Екатеринбурге слесарь может получать 35 тысяч рублей, а менеджер среднего звена – порядка 20 тысяч рублей.