Компания PricewaterhouseCoopers (PwC) улучшила свой прогноз по росту рынка легковых автомобилей в России на текущий год. Если ранее она ожидала увеличения рынка до 2,1–2,4 млн штук, то теперь ее прогноз составляет 2,5 млн штук.
В 2012 году такого роста не стоит ожидать, поскольку не будет ни поддерживающих факторов, ни стимулирующих программ
Этот показатель был повышен за счет роста прогнозируемого импорта новых автомобилей до 820 тыс. (ранее прогноз был около 700 тыс.). Так, по итогам года рост продаж составит 40% к уровню прошлого года.
Выпуск российских автомобилей вырастет на 12%, до 620 тыс. (ранее 600 тыс.), иномарок российского производства – на 75%, до 1,060 млн (ранее около 900 тыс.), передает «Интерфакс».
Что касается рынка в денежном выражении, то, как утверждает PwC, за девять месяцев он вырос на 75% до 42,8 млрд долларов (в количественном – на 45%). В том числе по российским автомобилям он увеличился на 43%, до 5,3 млрд долларов с 3,7 млрд долларов годом ранее, по иномаркам российского производства – в два раза, до 16,9 млрд долларов с 8,5 млрд долларов по аналогичному показателю 2010 года. Импорт новых автомашин вырос на 69% и достиг 20,6 млрд долларов против 12,2 млрд долларов годом ранее.
Компания ожидает, что доля автомобилей, купленных в кредит в 2011 году, повысится до 43% и достигнет 17,1 млрд долларов в денежном выражении (до кризиса рынок достигал 19,4 млрд долларов, в 2010 году около 36% всех автомобилей реализованы в кредит). Однако в следующем году PwС прогнозирует рост ставок по автокредитам.
По оценке PwC, рост сегмента российских брендов объясняется в первую очередь программой утилизации старых автомобилей, хотя их рыночная доля снижается, поскольку программу свернули.
Общее производство автомобилей в мире в 2011 году достигнет 76 млн штук по сравнению с 71,5 млн годом ранее, а в 2012 году выйдет на уровень в 82,8 млн единиц.
Отметим, что данные по продажам авто в России PricewaterhouseCoopers практически аналогичны данным Ассоциации европейского бизнеса.
Так, за три квартала, по данным АЕБ, продажи выросли также на 45% и составили 1,92 млн машин.
В первую пятерку продаж по маркам в январе – сентябре 2011 года вошли: Lada – 443,9 тыс. автомобилей (рост на 20%), Chevrolet – 126,8 тыс. единиц (рост на 57%), Hyundai – 114,1 тыс. автомобилей (рост на 86%), Kia – 112,3 тыс. единиц (рост на 44%), Renault – 111,7 тыс. единиц (рост на 72%).
Согласно данным АЕБ, самым продаваемым автомобилем за девять месяцев 2011 года стала Lada Kalina – 109,7 тыс. штук (рост на 49%), на втором месте Lada Priora – 107,9 тыс. единиц (рост на 20%), на третьем месте Lada 2104/2105/2107 – 95,8 тыс. штук (падение на 4%), на четвертом месте Lada Samara – 85,6 тыс. единиц (рост на 11%).
На пятое место вышел автомобиль Hyundai Solaris, который начал выпускаться в январе 2011 года, его продажи составили 66,3 тыс. штук. Solaris обошел Renault Logan, который занял шестое место с результатом продаж 61,8 тыс. штук (рост на 40%). Еще один конкурент Solaris – автомобиль немецкого концерна Volkswagen Polo – занял 11-ю строчку с результатом продаж в 35 тыс. штук (рост в 14 раз).
Кстати, оценки АЕБ относительно прогноза роста российского авторынка также идентичны оценкам PricewaterhouseCoopers. «До конца 2011 года российский рынок будет стабильно расти. Тем не менее темпы роста будут более медленные, нежели в начале года. По нашему прогнозу, до конца 2011 года будут проданы 2,45 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, этот показатель выглядит легко достижимым», – считает председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас, слова которого приводит РИА «Новости».
Однако эксперты предупреждают, что повторить столь урожайный год российскому автопрому не удастся в 2012 году. «В 2012 году такого роста не стоит ожидать, поскольку не будет ни поддерживающих факторов, ни стимулирующих программ. К примеру, только программа льготного кредитования давала суммарно до 7–9% от общего объема продаж. Кроме того, в следующем году уже не будет играть роль фактор потребительской уверенности. Скорее всего, вторая волна кризиса скорректирует настроения потребителей, а соответственно, и спрос на товары длительного пользования», – комментирует аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.