Китай обдумывает инвестиции до 100 млрд долларов в Европейский фонд финансовой стабильности, в котором должны консолидировать 1 трлн евро, сообщила Financial Times со ссылкой на собственный источник.
Эта страна не будет исполнять обязательства, которые ей невыгодны. Это не Германия
При этом любое привлечение финансовых средств в Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF) будет зависеть от участия в нем других стран и получения Пекином серьезных гарантий безопасности его инвестиций, отметили эксперты издания. По его информации, китайская сторона хотя бы часть своих инвестиций желает привязать к юаню. Это способно помочь КНР защитить свои капиталовложения от колебаний валютных курсов.
Наряду с этими условиями Китай хочет получить и политические дивиденды от сделки, в частности, чтобы Европа признала страну рыночной экономикой. Это позволило бы Китаю увереннее противостоять искам со стороны ЕС в ВТО.
Еще одно условие, которое КНР может поставить Европе, – воздержание европейских лидеров от критики валютной политики азиатской страны наподобие того, как утверждают США, что преднамеренно заниженный курс юаня оказывает поддержку китайским экспортерам, сообщает ИТАР-ТАСС.
Эксперты предупреждают, что Китай будет крайне расчетлив в вопросе предоставления помощи Европе. «К сожалению, думаю, что когда разговор идет о Китае, нужно очень много внимания уделять оговоркам и мелкому шрифту в договорах. Эта страна не будет исполнять обязательства, которые ей невыгодны. Это не Германия», – комментирует аналитик FxPro Александр Купцикевич.
Эксперты видят только выгоды Китая от помощи Европе. Во-первых, Китай не хочет потерять рынок сбыта в лице Европы. «В последнее время Европейский союз набирал обороты в объемах торговли с Китаем. Так, в товарообороте ЕС доля китайского импорта составляет в настоящее время 17,4%. Поэтому Китай, ориентированный на внешние рынки, может существенно пострадать от неплатежеспособного рынка сбыта Европы», – комментирует ведущий аналитик «Калита-Финанс» Елена Туржанская.
Во-вторых, Пекину выгоден крепкий евро. «Китай выступает соперником США на мировой арене и роли доллара как мировой валюты. КНР старается уменьшить зависимость от доллара и вкладывает свои резервы в евро. Если еврозона тонет, то и тонет альтернатива долларовым вложениям Китая», – объясняет Олег Душин.
С экспертом солидарен Александр Купцикевич. «Слабый евро означает более дешевые товары из Европы, а значит, и повышение конкуренции для китайских производителей. То есть китайцам выгоден дорогой евро», – комментирует эксперт.
В-третьих, эксперты считают, что под песню спасения Европы Пекин может начать тему о роли и месте Китая в глобальной экономике. «Скорее всего, народная республика заведет тему о пресловутом валютном вопросе, а также о повышении роли в мировой экономике. Ведь в последнее время критика в адрес Китая относительно дешевой национальной валюты набирает обороты, а статус развивающейся страны не дает значимого веса в решении глобальных вопросов», – предполагает Елена Туржанская.
Отметим, что в пятницу ЕС начал консультации с КНР об инвестициях. По информации СМИ, находящийся в Пекине глава Европейского фонда финансовой стабильности Клаус Реглинг уже обсудил возможное участие Китая в программе стабилизации еврозоны. При этом, как подчеркнул Реглинг, переговоры пока не носили официальный характер, а представляли собой консультации по определению условий предоставления финансовых средств.
Накануне визита Реглинга в Пекин поддержкой Китая для увеличения объема европейского стабфонда заручился президент Франции Николя Саркози, который провел телефонный разговор с председателем КНР Ху Цзиньтао.
Переговоры двух лидеров прошли через считаные часы после того, как в Брюсселе были достигнуты договоренности о принципах рекапитализации банков, списании греческого госдолга и расширении стабфонда ЕС, передает «Интерфакс».
Кстати, Николя Саркози считает, что независимость Европы не пострадает от финансовой помощи Китая. «Нужно, чтобы Китай больше средств вкладывал в перезапуск мировой экономики. Если китайцы, которые располагают 60% мировых резервов, предпочитают вложить их в евро, а не в доллар, зачем отказываться? Тут нечего выторговывать. Наша независимость никоим образом не ставится под вопрос. Почему отказываться от того, что Китай доверяет еврозоне и вкладывает часть своих излишков в наш фонд или в наши банки?» – цитирует слова Саркози РИА «Новости».
Между тем, как сообщили агентству Bloomberg информированные источники, Япония также планирует поддержать программу увеличения EFSF. После своего визита в Пекин Клаус Реглинг планирует направиться в Японию.
Отметим, что Китай располагает самыми значительными золотовалютными резервами в мире – свыше 3,2 трлн долларов. Япония занимает по этому показателю второе место в мире.