Россия и Китай в ходе состоявшейся в Пекине во вторник встречи глав правительств двух стран достигли полного согласия по вопросу о ценах на поставки нефти, заявил премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, передает РИА «Новости».
Достигнута договоренность, позволяющая полностью снять все претензии двусторонние: с одной стороны, претензии по различным коэффициентам, с другой стороны, по платежам
«В ходе нынешней встречи мы достигли полного единства мнений по цене торговли нефтью, поступающей по российско-китайскому нефтепроводу», – заявил Вэнь Цзябао.
Ранее в этот же день об урегулировании «нефтяного вопроса» между Россией и Китаем сообщил вице-премьер России Игорь Сечин.
«Удалось все урегулировать. Достигнута договоренность, позволяющая полностью снять все претензии двусторонние: с одной стороны, претензии по различным коэффициентам, с другой стороны – по платежам», – цитирует слова Игоря Сечина «Интерфакс».
Он отметил, что стороны нашли рыночное решение, отражающее текущие параметры рынка. «Нашли без конфликта цивилизованное решение», – отметил вице-премьер РФ.
По его словам, «вопрос снят с повестки дня». Также он сообщил о том, что задолженность Китая перед Россией за поставки нефти «будет погашена в соответствии с документами, которые в ближайшие дни подпишут компании-участники этого сотрудничества».
Сечин пояснил, что стороны планируют подписать либо дополнительное соглашение, либо приложение к контракту. Однако суть достигнутых договоренностей чиновник не уточнил.
Отметим, что Россия начала поставлять нефть в Китай с 1 января 2011 года. В соответствии с соглашением, поставки нефти по отводу от системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) будут осуществляться в течение 20 лет в объеме 15 млн тонн в год. Доля «Роснефти» в поставках нефти составляет 9 млн тонн, доля «Транснефти» – 6 млн тонн.
Однако китайская CNPC стала недоплачивать за поставляемую нефть. Так, в конце марта китайская CNPC в одностороннем порядке уменьшила сумму выплат за поставленную нефть на 2–3%.
Дело в том, что система расчета тарифов на поставку нефти в Китай довольно сложная, поскольку используется ряд коэффициентов. Разногласия российской и китайской сторон возникли вокруг коэффициента Т, который отражает расходы транспортировки нефти от месторождения до порта отгрузки. Китай просил пересмотреть формулу цены и рассчитать ее не от Козьмино (порт в конечной точке ВСТО), а от начала отвода от ВСТО на Китай. То есть китайская сторона просила Россию не учитывать транспортное плечо при поставках нефти в Китай и ставила вопрос по изменению коэффициента Т (тариф на прокачку нефти от отвода до Козьмино). Китайская сторона предложила пойти на снижение заявленного коэффициента Т в контракте на транспортировку нефти с 13 долларов до 9 долларов за баррель нефти. Однако российские компании были против изменения коэффициента, поскольку в этом случае они потеряли бы порядка 28 млрд долларов за 20 лет.
«Коэффициент Т подсчитали сами китайцы. Дело в том, что есть единый тариф ВСТО, который включает все затраты на погрузку нефти в цистерны в Сковордино, стоимость железнодорожной перевозки до порта Козьмино, затраты на выгрузку на нефтебазу, погрузку в танкеры, портовые сборы и т.д. Но китайцы, исходя из своих расчетов, посчитали, что транспортировка от ВСТО до Козьмино не должна входить в тариф, поэтому они придумали понижающий коэффициент», – объяснил газете ВЗГЛЯД аналитик RusEnergy Михаил Крутихин.
К маю обстановка накалилась до предела, «Роснефть» и «Транснефть» начали консультации на предмет изучения вопроса о подаче иска к CNPC в Лондонский арбитраж.
В итоге в конце мая китайская сторона выплатила около трех четвертей долга за поставки нефти из РФ, однако продолжила недоплачивать по 3 доллара за каждый баррель. В итоге на середину сентября общая задолженность китайской стороны перед российскими компаниями за поставленную нефть составила около 85 млн долларов.
О потеплении «нефтяных отношений» между Китаем и Россией говорит и тот факт, что «Роснефть» и CNPC договорились сформировать в ближайшее время совет директоров совместного предприятия «Восток Нефтехимия», реализующего проект по строительству НПЗ в городе Тяньцзинь в Китае.
Как сообщил Сечин, производство на НПЗ будет ориентировано на нефтехимию, базовые масла и экспорт нефтепродуктов. Планируется, что завод будет перерабатывать 13 млн тонн нефти в год, из которых около 9 млн тонн составит российское сырье.