Россия может запретить поставки мяса птицы и продукции птицеводства из Германии из-за «диоксинового скандала». Об этом со ссылкой на руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта сообщает «Интерфакс».
Понятно, что немецкая свинина, которая потенциально могла быть заражена диоксином, не только завезена в нашу страну, но, скорее всего, и съедена
«В настоящее время рассматривается возможность распространения запрета и на мясо птицы, ввозимое из Германии, мы сейчас проводим совещание по этому поводу», – сказал Данкверт, отметив, что в птицеводстве, как и в свиноводстве, могли использоваться опасные корма.
За десять месяцев 2010 года Германия поставила в Россию 70 тыс. тонн мяса птицы – 28% от общего объема российского импорта этой продукции (данные Института конъюнктуры аграрного рынка).
Запрет на ввоз мяса птицы из Германии на рынке никак не скажется, уверены эксперты. Ранее в интервью газете ВЗГЛЯД зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский высказал мнение, что Россия вообще может обходиться без импортной птицы.
«Девять месяцев (2010 года – прим.) в Россию не ввозилась американская курятина, то есть фактически импорта не было, было всего лишь чуть больше 150 тыс. тонн. И цена на птицу не только не росла, напротив, она падала. Это доказывает, что наш рынок полностью насыщен продуктом отечественного производства – своим мясом птицы», – пояснил он.
Напомним, с понедельника Россия уже ввела запрет на ввоз живых свиней для убоя, поросят для откорма, а также готовой продукции свиноводства из Германии, которая была произведена после 1 ноября 2010 года. При этом запрет не распространяется на продукцию, каждая партия которой проверена Госветлабораторией Германии с отрицательным результатом на содержание диоксина.
«Диоксиновый скандал» разгорелся в Германии в начале января 2011 года. В яйцах, курятине и свинине, произведенных в Германии, было обнаружено токсичное вещество – диоксин. Как выяснилось позже, производитель кормов для птицы Harles & Jentzsch (федеральная земля Шлезвиг-Гольштейн) добавлял в свою продукцию остатки жирных кислот, полученных при выпуске биодизельного топлива. Это и стало причиной заражения мяса птицы диоксином. Harles & Jentzsch поставил 3 тыс. тонн добавок в корма для птицы порядка 25 производителям комбикормов.
По всей стране было закрыто 4700 ферм, а 21 января немцы заявили о снятии «диоксинового» карантина. В Россельхознадзоре, тем не менее, решили подстраховаться. Объясняя введение запрета на импорт свинины из ФРГ, в ведомстве пояснили, что данная мера связана с тем, что «германская сторона не может гарантировать отсутствие диоксина в животноводческой продукции».
Эксперты же считают, что с введением запрета на импорт свинины из Германии Россельхознадзор опоздал. «Понятно, что немецкая свинина, которая потенциально могла быть заражена диоксином, не только завезена в нашу страну, но, скорее всего, и съедена...» – считает бывший замминистра сельского хозяйства России Леонид Холод.
По словам гендиректора, председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, «диоксиновый скандал» со свининой в ФРГ еще раз показал, что Россельхознадзор реагирует на очередную проблему с поставками в страну сомнительной импортной продукции с большим опозданием. «Нынешняя запоздалая реакция Россельхознадзора не окажет никакого влияния на возможное продолжение этого скандала, если подходить к проблеме с позиций рядовых потребителей», – заявил эксперт ПРАЙМ-ТАСС.
До сих пор случаев отравления в России зафиксировано не было. Потребителям остается успокаивать себя тем, что процент превышения норм ПДК (предельно допустимая концентрация – прим.) вредных веществ в немецкой свинине был небольшим.
Хорошая новость в том, что дефицит свинины россиянам не грозит. Стране хватит и своего мяса, объемы производства растут, утверждает глава Минсельзхоза Елена Скрынник. Отечественные свиноводы считают, что запрет даже пойдет на пользу отрасли. Менее оптимистично настроены производители колбас и сосисок. Дело в том, что доля немецкой свинины в российском импорте – не более одной пятой, а субпродуктов и переработанного сырья для изготовления колбас – одна треть.
По данным Еврокомиссии, за последние 10 лет в Евросоюзе отмечены четыре инцидента, связанных с попаданием диоксина в продовольствие. Дважды это происходило в Германии, по разу – в Бельгии и Ирландии. Все они связаны с проблемой смешивания жиров.
Для справки: диоксин представляет собой ядовитое вещество, являющееся побочным продуктом некоторых химических реакций. Он обладает разносторонней физиологической активностью, оказывает мутагенное и канцерогенное действие.
Диоксин бесцветен и ни по запаху, ни по вкусу не обнаруживается. Возникает он как побочный продукт химических реакций, например при перегонке бензина. Есть он и в природе, возникая, в частности, при лесных пожарах или во время извержения вулканов. Проблема в том, что диоксин накапливается в организме и может привести к поражениям иммунной и нервной систем, а также бесплодию. Некоторые виды диоксинов могут провоцировать рак.