Китай за последние два года одолжил развивающимся странам больше денег, чем Всемирный банк (ВБ), что свидетельствует как о размахе экономических притязаний КНР, так и о стремлении обеспечить себя импортными природными ресурсами, пишет Financial Times.
Огромные объемы иностранных кредитов двух китайских госбанков свидетельствуют о том, что Пекин ищет новые пути глобализации
Банк развития Китая и Экспортно-импортный банк Китая в 2009–2010 годах подписали соглашения о кредитах для правительств и госкомпаний других развивающихся стран на сумму не менее 110 млрд долларов.
Подразделение Всемирного банка, отвечающее за аналогичные кредиты, с середины 2008-го до середины 2010 года выделило 100,3 млрд долларов.
Огромные объемы иностранных кредитов двух китайских госбанков свидетельствуют о том, что Пекин ищет новые пути глобализации, в которой Китай претендует на главенствующую роль.
Кроме того, за счет таких кредитов КНР стремится снизить экономическую зависимость от западных экспортных рынков.
Всемирный банк пытается сотрудничать с КНР, чтобы избежать прямой конкуренции в предоставлении кредитов развивающимся странам. Когда-то Китай был одним из основных получателей денег от ВБ.
Однако те времена остались в прошлом. В настоящее время Пекин предоставляет кредиты даже европейским странам. Например, в октябре прошлого года было заключено соглашение о предоставлении кредита в размере 15 млрд долларов Республике Беларусь.
Кроме того, Пекин выражал намерение кредитовать российскую угольную отрасль и строительство транспортной инфраструктуры в Сибири на общую сумму в 6 млрд долларов.
При этом Банк развития Китая и Экспортно-импортный банк Китая зачастую предлагают более выгодные условия кредитования, чем ВБ или другие организации, если подобные сделки выгодны Пекину еще и с политической точки зрения. Однако чем меньше значимость сделки для Китая, тем ближе условия выдачи кредита к общемировым.
Следует отметить, что Китай в последнее время стремится к переменам в мировой финансовой и валютной системах. В частности, к усилению роли своей валюты в глобальном масштабе. Напомним, в последнее время Пекин предпринял шаги по либерализации валютного курса юаня.
На прошлой неделе Банк Китая начал прямую продажу юаней в США. Хотя официальный курс китайской валюты к доллару жестко регулируется правительством КНР, представитель банка заявил, что при определении курса обмена в США будут использоваться и результаты торгов юанем в Гонг-Конге – единственной офшорной зоне, где китайская валюта торгуется относительно свободно.
Напомним, в понедельник в интервью американской прессе перед визитом в США председатель КНР Ху Цзиньтао заявил, что «существующая ныне международная валютная система – продукт прошлого».
Он подчеркнул намерения Китая усилить роль своей валюты в мире. По словам главы КНР, предложенные правительством страны меры «хорошо согласуются с потребностями рынка, на что указывает быстрый рост объемов транзакций».
Тем не менее следует отметить, что, по мнению экспертов, китайский банковский сектор в настоящее время находится не в самом лучшем положении.
«За два последних года местные банки выдали новых кредитов на 2,7 трлн долларов. При таком объеме велика и доля некачественных кредитов, то есть речь идет о возможных убытках», – отмечает руководитель аналитического отдела компании «АЛЬПАРИ» Егор Сусин.