Реформа десятилетия
Евросоюз начинает реформу финансовой системы еврозоны. Во вторник совет министров финансов Европейского союза утвердил законопроект, закладывающий основы наднациональных органов надзора за финансами всех стран – членов союза.
«Реформа имеет цель создать новое основание для надзора в Европе, заполнив пустоты, проявившиеся во время финансового кризиса», – говорится в коммюнике Совета ЕС, передает «Интерфакс».
Реформа имеет цель создать новое основание для надзора в Европе, заполнив пустоты, проявившиеся во время финансового кризиса
Так, если раньше финансовый надзор находился в исключительном ведении государств, то в результате реформы будут созданы три наднациональных органа надзора над банками, страховыми компаниями и финансовыми рынками.
Кроме того, в рамках реформы начнет работу «европейский комитет анализа системных рисков», который будет предупреждать правительства стран ЕС и давать рекомендации в случае обнаружения существенных проблем, угрожающих общей финансовой стабильности.
Напомним, принятию этого законопроекта предшествовала нелегкая дискуссия между странами – участницами ЕС, поскольку некоторые страны опасаются, что все финансовые полномочия будут переданы наднациональным институтам. В частности, Великобритания, опасаясь ослабления Брюсселем традиционной роли лондонского Сити, постаралась максимально ограничить полномочия наднациональных структур.
Принципиальное согласие по проекту между представителями Европейской комиссии, стран – членов ЕС и Европарламента было достигнуто в прошлый четверг. Теперь его утвердил Совет ЕС. Для вступления его в силу в 2011 году необходимо провести формальное утверждение Европарламентом.
Бюджеты под контролем
Но это еще не все. В понедельник министры финансов ЕС также договорились, что контроль будет распространяться и на бюджеты европейских стран, передает РИА «Новости».
Это касается введения так называемого европейского семестра, в рамках которого каждую весну национальные бюджетные планы будут предоставляться в Еврокомиссию для их анализа во избежание кризисов, подобных греческому.
Правила Евросоюза предполагают, что бюджетные дефициты стран региона должны быть ниже 3% ВВП, но в реальности этот целевой показатель превышается. Спасение банков во время кризиса и реализация стимулирующих программ способствовали росту долгов государств до уровней, ставших угрозой для экономической стабильности Европы.
Планируется, что на основе анализа Еврокомиссии Европейский совет и совет министров ЕС будут давать национальным правительствам стратегические рекомендации в отношении бюджетной политики.
Использовали передышку
Это дополнительная нагрузка на банки, которая ложится на потребителей финансовых услуг
То, что обычно инертные власти Европы так активно взялись на экономические реформы, экспертов не удивляет. По их мнению, нынешний кризис в Европе был спровоцирован отсутствием единой фискальной и бюджетной политики при существовании единой валюты, чем воспользовались более слабые страны еврозоны. Именно поэтому, получив небольшую передышку, ЕС стал заниматься первым делом централизацией финансовой системы в Европе.
«В кризис Европа вошла без централизованного контроля над бюджетными политиками стран. При решении этой проблемы Еврокомиссия должна учитывать роль стран-кредиторов в распределении бюджетных аппетитов стран-должников», – комментирует заместитель руководителя аналитического департамента Совлинка Ольга Беленькая.
Отложили на потом
Впрочем, по главному пункту повестки дня – введению налога на банковские транзакции – министры финансов ЕС так и не договорились. Этот законопроект, главными сторонниками которого являются Германия и Франция, встретил серьезное сопротивление со стороны большинства стран ЕС.
Напомним, что в июне Германия, Франция и Великобритания заявили о введении такого налога. Так, в Великобритании налог начнет действовать с 2011 года. Речь идет о введении ставки 0,04% с размера активов банков.
Этим власти намерены собрать дополнительно почти 3 млрд долларов. Германия планирует ввести налог несколько позже, с января 2012 года. Власти Франции представят параметры нового налога осенью при обсуждении госбюджета на 2011 год.
Самым ярым противником введения налога выступает Швеция, где подобный налог уже действовал в конце 90-х годов и был отменен из-за резкого сокращения активности финансовых структур.
«Мы не хотим введения налога на транзакции», – заявил министр финансов Швеции Андерс Борг. По его словам, это «повредит финансовой деятельности и может привести к оттоку финансовой активности из Европы», цитирует ИТАР-ТАСС. Его точку зрения разделила министр финансов Испании Елена Сальгадо, ответившая, что Мадрид «всегда видел значительные трудности по введению такого налога».
Даже Еврокомиссия в подготовленной накануне министерской встречи аналитической записке выразила сомнение в эффективности и полезности налога на банковские транзакции.
В то же время Еврокомиссия призвала государства ЕС гармонизировать проекты национальных налогов на прибыль банков, чтобы обеспечить равные условия финансовой деятельности на всем едином европейском экономическом пространстве.
В том, что введение налога на транзакции приведет к снижению финансовой активности в Европе, не сомневается и президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. «Это дополнительная нагрузка на банки, которая ложится на потребителей финансовых услуг. Расходы банков будут закладываться в более высокие проценты», – комментирует эксперт.