Медведев рушит барьеры
Здесь нам уже не на кого будет пенять, кроме как на самих себя, если мы под эти условия не подстроимся
Россия должна избавляться от барьеров в законодательстве, мешающих развитию торговых отношений с партнерами по Таможенному союзу – Казахстаном и Белоруссией. Об этом Дмитрий Медведев заявил на совещании по вопросам инвестиционного климата в России, которое состоялось в Сочи.
«Издержки, связанные с пересечением таможенной границы, подчас носят непредсказуемый характер и приводят к отказу от размещения в России новых производств, – подчеркнул президент. – Эти проблемы затрагивают и отечественных производителей, включая потенциальных экспортеров высокотехнологичной продукции».
По его словам, финансовое бремя экспортных процедур, сроки оформления поставок, сложности механизмов экспортного и валютного контроля ставят Россию «в очень сложные условия».
«Мы просто проигрываем по отношению к нашим конкурентам», – цитирует Медведева «Интерфакс».
Пеняйте сами на себя
Тему барьеров Медведев поднял не случайно. 1 июля вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза и «началась усиленная работа таможенных служб стран ТС».
«Это не просто налаживание кооперационных связей, по сути это часть конкуренции, борьбы за экономического оператора. В случае изменения маршрутов товаропотоков – а это возможно в такой ситуации – за ними, естественно, тянется цепочка логистического бизнеса, а затем подстраивается и производство», – пояснил Медведев.
Это уже «новая ситуация» для таможни. Естественно, операторы внешнеэкономической деятельности будут стремиться туда, где таможенные процедуры более понятны и прозрачны и финансовая нагрузка менее обременительна.
«Здесь нам уже не на кого будет пенять, кроме как на самих себя, если мы под эти условия не подстроимся, потому что нас никто палкой не загонял в Таможенный союз – это был наш собственный выбор», – предупредил глава государства.
Четыре задачи от президента
Закон о таможенном регулировании будет принят не раньше осени. А значит, еще есть время как следует подготовиться. Медведев назвал четыре задачи, которые предстоит решить в срочном порядке.
Первая – «максимально сократить нормы непрямого действия в законе и общее бремя таможенной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности». Вторая – «обеспечить «зеленый коридор» для экспорта-импорта высокотехнологичных товаров.
Главная проблема отечественной таможни – непрозрачная процедура контроля и оформления необходимых документов
Третья задача – «создать условия и механизмы для эффективного взаимодействия таможенных органов и самих участников торгового оборота». Четвертая – «обеспечить анализ влияния таможни, других контрольных органов на увеличение торгового оборота и повышение деловой активности».
Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина на совещании сообщила, что закон о таможенном регулировании в России может быть принят в первом месяце работы осенней сессии и вступить в силу уже с 1 октября.
«В правительстве мы согласовали поправки ко второму чтению, которые считаем важными. Нужно будет принять подзаконные акты, есть подзаконные акты на уровне правительства, есть на уровне таможенной службы. Они уже в определенной степени готовности», – доложила министр.
В подвалах рейтингов
Согласно различным международным рейтингам, по оценке простоты таможенных процедур РФ находится на 115-м месте из 155 стран, на 140-м месте из 183 и на 130-м месте – из 133 стран, уступая и Белоруссии, и Казахстану, сообщила Набиуллина.
Так, опрос Всемирного банка, который проводил исследование по 15 наиболее инвестиционно привлекательным странам, показал, что «здесь Россия имеет самую низкую оценку таможенного администрирования: по пятибалльной шкале у нас второе место», рассказала министр. «При этом Казахстан, который был хуже нас, в 2009 году стал лучше», – заметила она.
Физическому досмотру на российской таможне подвергается около 44% груза, при этом около 10% досматривается более одного раза. Для сравнения: в США и Германии досматривается лишь 3%, а в Великобритании и вовсе 2%.
«Для экспорта среднее количество документов, которое требуется в России, – 8, для импорта – 13. По другим странам в среднем: для экспорта – 4 документа, для импорта – 6», – отметила глава Минэкономики. В итоге Россия занимает 98-е место из 119 по срокам прохождения таможенной очистки без физического досмотра и 103-е из 119 с досмотром.
Быстрее и прозрачнее
#{quote3} Эксперты отмечают, что вместе с переносом таможенного оформления на границы Таможенного союза доходы бюджета РФ от собираемых таможенных платежей будут уменьшаться, так как их станут взыскивать таможни Белоруссии и Казахстана. Однако участники Таможенного союза давно договорились, что все собранные деньги будут делиться по заранее согласованным процентным ставкам, соразмерным размерам экономик каждой страны независимо от того, чья таможня взыскала пошлины.
«Поэтому речь может идти только о конкуренции околотаможенной инфраструктуры – складов временного хранения товаров, услуг таможенных представителей, таможенных перевозчиков», – пояснил газете ВЗГЛЯД старший юрист юридической компании «Налоговик» Николай Дубровин.
И тут российские компании, привыкшие к монополизму, вполне могут потерять клиентов, если не смогут предложить лучший перечень услуг по приемлемой стоимости, считает эксперт.
Возможный экономический ущерб для российской экономики очевиден, соглашается аналитик ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский. «Главная проблема отечественной таможни – непрозрачная процедура контроля и оформления необходимых документов», – заявил он газете ВЗГЛЯД. В этом направлении и нужно работать, то есть совершенствовать методологию и вводить современные автоматизированные системы проверки и контроля, которые должны ускорить основные таможенные процедуры, уверен эксперт.