Для кого-то жара – это стихийное бедствие, а для кого-то – отличные условия для того, чтобы неплохо заработать. Так, возле метро предприимчивые граждане продают маски от дыма за 50 рублей, тогда как в аптеке за нее можно отдать всего лишь 5 рублей, правда, если найти.
Люди, прячась от жары, предпочитают проводить время в кинотеатрах, в торговых центрах, в клубах, кафе
Неплохо заработал и рынок климатической техники. Как выяснила газета ВЗГЛЯД, стоимость кондиционеров увеличилась в четыре раза.
Абсолютный рекорд по продажам кваса установила компания «Очаково», продав в июле компания 7,3 млн дал напитка, что в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. И этот список далеко не полный.
О том, какие направления коммерческой деятельности смогли подправить свое финансовое положение с помощью жары, газете ВЗГЛЯД рассказал руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства Николай Смирнов.
ВЗГЛЯД: Какие сферы бизнеса оказались в выигрыше от жары?
Николай Смирнов: Если говорить о малом бизнесе, то практически в каждом направлении можно найти выгоды, которые получили предприниматели в связи с аномальной жарой. То есть так или иначе бизнес выиграл от жары.
Даже если мы посмотрим на самую спорную область для поиска выгоды – сельское хозяйство, то и там можно найти свои плюсы.
Прогрессивным малым предпринимателям удалось спасти свой урожай, что не скажешь про крупных фермеров, которые понесли огромные убытки. Поэтому в выигрыше оказались небольшие хозяйства, которые теперь заработают на повышении цен на сельхозпродукцию.
Другое дело, что для малых сельхозпроизводителей не так-то просто сбыть свою продукцию, поскольку ритейлеры и переработчики все равно предпочитают работать с крупными фермерами. Получается так, что потенциал для того, чтобы нажиться, у малых фермеров есть, но самую большую выгоду получат опять же посредники – те, кто занимается скупкой и сбытом сельхозпродукции.
Руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства Николай Смирнов считает, что бизнес выиграл от жары (фото: из личного архива Николая Смирнова) |
ВЗГЛЯД: В каких сферах еще могли повысить свои доходы малые предприниматели на фоне жары?
Н. С.: Традиционно в жару повышается спрос на климатическую технику: вентиляторы, кондиционеры. Все, кто работает на этом рынке, заработали огромные деньги, поскольку цены выросли в два–три раза. Кроме того, существенно повысили свои продажи мороженщики и продавцы прохладительных напитков.
ВЗГЛЯД: А насколько повысился объем продаж, скажем, у мороженщиков?
Н. С.: По грубым подсчетам, объем продаж мороженого увеличился в пять раз. Но точных цифр нет пока что.
Очень серьезно повысился спрос на развлекательные услуги. Люди, прячась от жары, предпочитают проводить время в кинотеатрах, в торговых центрах, в клубах, кафе, где есть мощные кондиционеры.
Многие предпочитают проводить досуг в Подмосковье, где температура не такая высокая, как в Москве, поэтому туристические агентства, организующие отдых в Подмосковье, также очень хорошо увеличили свои продажи. Но здесь следует отметить, что агентства, которые организуют экскурсии или походы, наоборот, снизили продажи. Причем это не только в Москве, но и в регионах наблюдается такая же ситуация.
Кстати, снизили свои обороты и салоны красоты – спрос на их услуги сейчас минимален.
ВЗГЛЯД: А как же турагентства, организующие отдых за рубежом?
Н. С.: Действительно, у них также нет отбоя от клиентов. Все сейчас пытаются взять отпуск и уехать за границу, причем чем быстрее, тем лучше.
Кроме того, выросли продажи бензина. Это связано с тем, что люди не хотят сидеть дома, а предпочитают передвигать на машине, где есть кондиционер.
ВЗГЛЯД: А как обстоят дела с агентствами по оказанию ритуальных услуг?
Н. С.: Да, смертность увеличилась. Но по поводу увеличения оборота здесь сложно сказать, потому что есть как платные похороны, так и «условно бесплатные». Дело в том, что жара больше всего ударила по малообеспеченным людям, которые не могут себе позволить дорогостоящие лекарства, поэтому спрос на платные услуги мог и не возрасти вовсе.