Кавказ дороже Германии
Полпред президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин считает, что стоимость авиаперелета из Москвы до Северного Кавказа должна быть не больше стоимости проезда на собственной машине.
Либо за счет субсидий полетов под развитие этого курорта, этого направления, либо создавать другие льготные механизмы здесь для авиакомпаний
«Транспортная логистика считается очень просто – на машине доехать сюда (на Северный Кавказ) стоит около 5 тыс. рублей с учетом бензина, а самолетом должно быть приблизительно так или дешевле... Сегодня из Москвы в Германию долететь – 6 тыс. рублей, а сюда – 8–11 тыс. рублей», – цитирует слова полпреда РИА «Новости».
По его словам, необходимо рассмотреть возможности снижения стоимости авиабилета, в том числе за счет субсидирования. «Либо за счет субсидий полетов под развитие этого курорта, этого направления, либо создавать другие льготные механизмы здесь для авиакомпаний, которые будут доставлять пассажиров – снижать тарифы на стоянку самолетов, на заправку», – считает Хлопонин.
Для справки: в начале июля Минрегионразвития представило российскому правительству проект стратегии развития СКФО до 2025 года, разработанной по инициативе Хлопонина. Согласно оптимальному сценарию стратегии, региону потребуется для развития до 70 млрд рублей, большинство инициатив Хлопонина в минувший вторник поддержал премьер-министр Владимир Путин.
«Надо ставить вопрос об отмене НДС»
Кроме того, Хлопонин предложил исключить налог на добавленную стоимость на внутрироссийских авиамаршрутах. «Надо ставить вопрос об отмене внутреннего НДС, что на 20% удешевит стоимость билета», – предложил Хлопонин.
Напомним, в среду глава федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько объяснил, что высокая стоимость авиаперевозок обусловлена включением в нее налогов.
«Уже давно, почти двадцать лет назад, отменено государственное регулирование ценообразования на авиаперевозки. В цену билета включается очень много составляющих, в частности НДС, который при выполнении международных полетов вычитается», – цитирует Нерадько «Интерфакс».
Отметим также, что недавно затрагивался вопрос распространения программы субсидирования на жителей Калининградской области. «Такие предложения подготовлены, они должны быть рассмотрены правительством, по ним должно быть принято решение. Я надеюсь, что программа будет распространена и на жителей Калининграда», – сказал Нерадько, уточнив, что программа может заработать в следующем году.
Кроме того, по словам Нерадько, Росавиация уже провела встречу с представителями авиакомпаний, выполняющих полеты в Калининград из Москвы и Санкт-Петербурга. «Авиакомпании согласились выполнять полеты по тарифам экономкласса – около 4,5 тыс. рублей. Но не весь самолет заполнять по такому тарифу, а от 20 до 50%», – отметил он.
Полезная программа
Напомним, что программа субсидирования авиаперевозок с Дальнего Востока в европейскую часть России была принята в марте 2009 года. Тогда Росавиация заключила с 11 российскими авиакомпаниями соглашения о льготных авиаперевозках с Дальнего Востока в европейскую часть России и обратно в период с 1 апреля по 31 октября 2010 года.
Была установлена предельная величина тарифа в одном направлении в зависимости от маршрута – от 6,25 тыс. до 12 тыс. рублей. Право на приобретение авиабилетов по специальным тарифам имеют граждане РФ до 23 лет включительно и старше 60 лет.
В прошлом году этой программой воспользовались 163 тыс. человек по 18 маршрутам. По спецтарифу (с 50-процентной скидкой) было продано билетов более чем на 1,2 млрд рублей. Подобные цифры – лучший ответ тем сторонникам «свободного рынка», которые в 90-е годы не уставали повторять, что «бизнес все расставит по своим местам, никаких субсидий не нужно». Сегодня понятно: без субсидий о перелетах, к примеру, из Владивостока в Москву большинству жителей Приморского края оставалось бы только мечтать.
Субсидирование помогло выжить
Эксперты считают, что программа субсидирования помогла авиакомпаниям выжить в кризис. «Для авиакомпаний показателем эффективности работы является уровень заполняемости рейсов. По итогам первого полугодия эта цифра составила 79,3%, что удалось достичь благодаря программе субсидирования», – комментирует глава отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Эксперт поясняет: «если заполняемость рейсов составляет 70%, то авиакомпания работает на самоокупаемость, а все, что больше этого показателя, идет уже в плюс».
Однако Пантелеев сомневается в том, что северокавказское направление настолько популярное, что на него нужно вводить субсидирование. «Уровень цен на этом направлении не настолько запределен, да и на поезде не надо ехать неделю», – отмечает эксперт.
Кроме того, по мнению Олега Пантелеева, субсидирование сыграло свою роль в условиях кризиса – удалось заполнить рейсы и сделать доступнее авиаперевозки для определенных категорий граждан. Однако, считает он, куда эффективнее сейчас оказывать адресную поддержку авиакомпаниям. «В этом случае авиакомпании могли бы снижать тарифы по всем направлениям и для всех категорий граждан», – резюмирует Пантелеев.