Огласили весь список
Правительство России утвердило правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и перечень таких товаров. Соответствующее постановление от 15 июля, подписанное премьер-министром Владимиром Путиным, опубликовано на сайте Кабинета министров.
Чиновники намерены смотреть, кто, где, как ведет себя на рынке и какая необходимость повышать цены
Так, в перечень социально значимых продовольственных товаров, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, вошли 24 наименования товаров: говядина, свинина, баранина, куры (кроме куриных окорочков), рыба, сливочное масло, подсолнечное масло, молоко, куриные яйца.
Также в список попали сахар-песок, соль, черный байховый чай, пшеничная мука, ржаной и ржано-пшеничный хлеб, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, шлифованный рис, пшено, гречневая крупа, вермишель, картофель, капуста, репчатый лук, морковь, яблоки.
Теперь предельные цены на эти товары будут устанавливаться правительством сроком не более 90 дней в случае, если в течение 30 дней подряд на территории отдельного субъекта или субъектов РФ рост розничных цен на товары составит 30% и более.
Установим мониторинг цен
Кроме того, в пятницу стало известно, что правительство намерено создать группу по мониторингу цен производителей сельскохозяйственной продукции. Об этом сообщил первый вице-премьер России Виктор Зубков на встрече с представителями компаний отечественных производителей молока.
Он отметил, что чиновники намерены «смотреть, кто, где, как ведет себя на рынке и какая необходимость повышать цены».
«Мы сейчас создаем подгруппу, которую возглавит замглавы Минпромторга Андрей Дементьев, она займется мониторингом цен», – сказал Зубков, цитирует РИА «Новости».
По словам первого вице-премьера, создаваемая подгруппа будет образована в рамках межведомственной группы по борьбе с засухой. Кроме того, Виктор Зубков заявил, что для роста цен на сельхозпродукты нет никаких экономических предпосылок. По его словам, все сигналы о резком подорожании имеют спекулятивный характер.
Глава крупнейшего российского ретейлера X5 Retail Group Лев Хасис поддержал эту инициативу правительства. «Ваше предложение очень своевременно», – заметил он Зубкову.
«Есть предприниматели, которые используют эту ситуацию (засуху) для подъема цен. Эта (создаваемая – прим. ред.) группа позволит сбить спекулятивную пену», – сказал Хасис.
Исключит спекуляции
Эксперты поддерживают идею создания группы по мониторингу цен. «Решение о мониторинге цен на сельхозпродукцию своевременное и необходимое. Из-за игр спекулянтов цены на муку в отдельных регионах уже выросли в полтора раза, хотя объективных предпосылок этого нет», – комментирует эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» Ирина Воробьева.
Одним из факторов сдерживания роста цен на сельхозпродукты эксперты называют создание продуктовых бирж. «В целом решить проблему повышения цен на сельхозпродукты помогла бы прозрачная торговля ими на товарных биржах. Однако в одночасье такой механизм не создать. Чтобы цены на продукты отражали реальный спрос и ситуацию на рынке, нужно, чтобы в биржевой торговле участвовало не менее 50% производителей того или иного продукта (молока, говядины, свинины, пшеницы и т.д.)», – продолжила Ирина Воробьева.
К слову, на встрече с вице-премьером переработчики высказались за создание биржи по торговле молочной продукцией. Инициатором выступил председатель правления «Союзмолока» Андрей Даниленко. По информации газеты ВЗГЛЯД, подобная биржа начнет свою работу уже в следующем году.
По словам инициатора, потенциально биржа поможет удешевить молочную продукцию за счет сокращения количества посредников и исключения спекулятивного фактора.
«Спекулятивный фактор будет существенно меньше, чем это было до сих пор, когда трейдеры или крупные закупщики провоцировали ситуации на рынке. Сейчас все будет более прозрачным, более публичным. Государству будет легче мониторить и контролировать ценообразование на молочном рынке. Тем более что во всем мире молоко официально признано самым социально чувствительным продуктом. Потребитель чувствительнее всего реагирует на изменение цен на молоко», – рассказал газете ВЗГЛЯД Андрей Даниленко.