В ближайшие пять лет надо будет принять решение об изменении пенсионного возраста, считает министр финансов Алексей Кудрин. Об этом он заявил во вторник на конференции «Ренессанс Капитала» в Москве.
В настоящее время в правительстве обсуждается вопрос повышения акцизов на бензин от 1,5 до 3 руб. в течение трех лет
«В течение ближайших пяти лет нам надо будет принять решение о повышении пенсионного возраста. Это решение будет постепенным. То есть если бы мы захотели поменять пенсионный возраст на пять лет, сам процесс займет от пяти до 10 лет, по году или по полгода (повышения – ИФ) в год», – пояснил Кудрин.
Решение трудное, но если этого не сделать, «государство не сможет удержать уровень пенсий», считает министр.
Нагрузка на бюджет и без того велика. Только от предоставления Украине скидок на газ российский бюджет ежегодно будет терять по 4 млрд долларов, сказал Кудрин. И так в течение 10 лет.
Сейчас правительство активно ищет не только пути сокращения госрасходов, но и дополнительные источники доходов. Один из них – повышение НДПИ на нефть и газ. По словам Кудрина, повышение налога принесет в казну дополнительные доходы в размере 0,5% ВВП.
Пока это только «сценарий», окончательное решение будет принято в конце июля. Тогда же решится и вопрос о повышении ряда акцизов – на водку, табак и бензин.
«В настоящее время в правительстве обсуждается вопрос повышения акцизов на бензин от 1,5 до 3 руб. в течение трех лет», – сообщил глава Минфина. В том случае если транспортный налог будет отменен вовсе, это даст «максимальную планку» повышения акциза примерно на 3 рубля за литр. Если же регионы не захотят отменять транспортный налог, повышение акциза составит примерно 1,5 рубля.
Давая свой прогноз цене на нефть, Кудрин предположил, что она в ближайшие три года опустится до 60 долларов, возможно, и ниже.
Ключевым фактором падения нефтяных котировок Кудрин считает предстоящее начало увеличения ставок рефинансирования ведущими центробанками мира. К слову, накануне первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев заявил, что это произойдет не раньше чем через полтора–два года.
Сейчас цена на нефть сорта Urals составляет 75,8 доллара за баррель.
«Нам придется находиться на 60 долларах (за баррель – прим. ред.) больше чем полгода, – предупредил глава Минфина. – Риски нашей экономики (в условиях такого снижения цен на нефть – прим. ред.) нужно учитывать. Цена на нефть будет волатильной, а это для нашей страны является важным моментом».
Курс рубля тоже обещает быть волатильным. Кудрин не исключает движение курса как вверх, так и вниз. «Я дам 50 на 50 как за укрепление, так и за ослабление. Мы находимся в равновесном состоянии... Мы не ожидаем, что этот курс может способствовать спекулятивным операциям», – приводит его слова «Интерфакс». С мнением Кудрина согласен и первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. «Период быстрого восстановительного укрепления рубля в основном завершился, мы вступили в период большой волатильности и непредсказуемости курса», – заявил он.
Зато предсказать ускорение инфляции теперь нетрудно. «Укрепление рубля было мощным противодействующим (инфляции – прим. ред.) фактором, который действовал в последние месяцы», – подчеркнул Улюкаев. Так что в четвертом квартале инфляционные риски возрастут, считает он.
Если вероятность укрепления рубля Кудрин и Улюкаев оценили одинаково, то в прогнозе роста ВВП России их мнения разошлись. Так, прогноз Кудрина более консервативный, он считает, что российская экономика в этом году «подтянется» на 4%, Улюкаев ждет роста «не менее чем на 5%».
Расхождение в прогнозах Минфина и ЦБ – традиционное. Как пояснил Кудрин, «в правительстве работают три аналитические группы – Минфина, Минэкономразвития и Центробанка». «Мы имеем независимые (друг от друга) взгляды, сравниваем их и базируемся на этих оценках», – уточнил он, передает ИТАР-ТАСС.
Улюкаев также озвучил прогноз роста кредитных портфелей российских банков. «По итогам года мы можем иметь 10–15% роста кредитного портфеля банков...Уровень 10–15–20% нам представляется весьма резонным и вполне достижимым в этом году и в следующем году», – сказал первый зампред ЦБ.
По мнению старшего юриста «Налоговик» Антона Кротина, полная отмена транспортного налога выгодна и для экономных автолюбителей и для правительства.
«Средний подсчет показывает, что налог, включенный в стоимость бензина, оказывается выше, чем ежегодный фиксированный при использовании автомобиля с двигателем большого объема. Автолюбители, которые ездят мало или же пользуются новыми автомобилями с экономичными двигателями, будут тратить на налоги меньше», – пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД.
Кротин считает, что в этом случае спрос на новые экономичные автомобили повысится, что в свою очередь подтолкнет автопроизводителей к внедрению новых технологий при производстве именно таких машин.
Возможная проблема состоится в том, что нефтяники вполне могут воспользоваться повышением акцизов и поднять цены чуть выше, объясняя это повышением накладных расходов», – добавил эксперт.