В рамках «правительственного часа» в Совете Федерации вице-премьер Игорь Шувалов рассказал сенаторам о деятельности правительства по модернизации и технологическому обновлению экономики. Он затронул вопрос создания единого московского авиаузла.
Разговор на троих
В Москве создана абсолютно неверная система конкуренции трех аэропортов – между Шереметьево, Внуково и Домодедово
Шувалов рассказал, что нанятый правительством для консультаций альянс «Тройки-Диалог» и банка Credit Suisse предварительно рекомендовал правительству приватизировать или сдать в аренду Шереметьево с планами на развитие в целом московского авиаузла.
Причем консультанты заключили, что «принятие решения по одному аэропорту в Москве ничего не решит, так как в Москве создана абсолютно неверная система конкуренции трех аэропортов – между Шереметьево, Внуково и Домодедово, что недопустимо для конкуренции с европейскими аэропортами». «В итоге они пришли к выводу, что «нужно вести переговоры совместно сразу с тремя аэропортами», – сообщил вице-премьер.
«Поэтому, скорее всего, придется вести переговоры с другими инвесторами, чтобы определить судьбу московского авиаузла», – отметил чиновник.
При этом Шувалов напомнил о существующих сложностях, «так как Домодедово – это частный аэропорт, Внуково – наполовину частный, а в какой-то части принадлежит правительству Москвы. «Они (консультанты – ред.) тогда говорят: ну тогда не ставьте перед нами неисполнимых целей. Хотите найти только инвестора – мы вам дадим инвестора, но только тогда никому не объясняйте, что в Москве будет создана уникальная, правильная инфраструктура по обеспечению перевозок», – объяснил суть ситуации первый вице-премьер.
По его словам, «у нас есть возможности строить в Шереметьево новую взлетно-посадочную полосу», но это будет ограничивать развитие Внуково, так как там тоже есть планы по строительству такой полосы. «Поэтому мы можем административно как-то на эти вещи влиять, но все это будет не очень разумно», – добавил Шувалов.
В заключение он подчеркнул, что правительство заинтересовано не в получении средств от продажи Шереметьево инвестору, а в создании первоклассного аэропорта, способного конкурировать с европейскими хабами.
Готов к продаже
В начале июня Шувалов заявил, что государство готово продать пакет акций аэропорта Шереметьево стратегическому инвестору, который изъявит желание развивать авиаузел. «Государство намерено распорядиться своей долей в Шереметьево. В этом – начале следующего года точно», – объявил тогда же чиновник.
Говоря о приватизации Шереметьево, первый вице-премьер отметил, что «важна не цена, а структурный проект». По его словам, «есть заинтересованность в приобретении Шереметьево, но может появиться инвестор с другим объемом инвестиций, если наши предложения будут расширены». По его словам, «инвестору может быть интересен в целом московский авиаузел, а не только отдельный аэропорт».
Ранее основным вариантом распоряжения Шереметьево называлась передача аэропорта управляющей компании. Конкурс по ее выбору, по данным Минтранса РФ, должен был состояться до конца 2010 года.
Еще в конце 2009 года на совещании по вопросу об основных направлениях приватизации федерального имущества на 2010–2012 годы глава Минэкономиразвития Эльвира Набиуллина утверждала, что Шереметьево «нет в плане приватизации» и аэропорт не будет продан.
«Порочная попытка»
Гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак называет планы по продаже Шереметьево назревшим, здравым и понятным шагом. А вот в заключении консультантов в лице «Тройки-Диалог» и Credit Suisse он усматривает желание передать московский авиаузел в одни руки.
«Попытка загнать все это в одни ворота, на мой взгляд, просто порочна. Если это произойдет, то будет то же самое, что и везде, где царствуют монополии», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.
До сих пор единственным источником развития московского авиационного узла остается конкуренция между аэропортами, убежден Рыбак. «Именно она позволяет им развиваться, предоставлять более-менее приемлемые услуги по более-менее приемлемым ценам», – отметил он.
Главный вопрос, считает он, в либерализации рынка вокруг естественного монополиста. «Аэропорты являются естественными монополиями. Поэтому любая «концентрация» и передача управления аэропортов в одни руки приведет к тому, что цены на их услуги вырастут, а качество самих услуг упадет», – пояснил Рыбак.
При этом эксперт отметил, что все три московских аэропорта «чувствуют себя прекрасно». «Никаких особых проблем там нет. Реконструкция идет на разных стадиях, но весьма бодро. Поэтому я думаю, что никакого смысла в централизации управления, а уж тем более в привлечении «одного хозяина» для аэропортов нет», – сказал он.
Рыбак считает, что консультантов в данном случае слушать просто неразумно. По его словам, именно инвестиционные банкиры и финансисты считают, что «спасение в укрупнении». «Для них ответ на все вопросы – это глобализация», – резюмировал Рыбак.